В ноябре 2014 г. в рамках Национальной диабетической образовательной программы (National Diabetes Education Program), спонсируемой правительством США, группа врачей из различных медицинских сообществ и чиновников опубликовала ряд главных принципов по ведению пациентов с сахарным диабетом (СД). При этом авторам не ставили задачу самим проводить роботу по сбору и градации доказательной базы по публикуемым рекомендациям, как в случае классических клинических руководств. Как отмечает руководитель авторской группы доктор Джудит Фрадкин (Judith Fradkin), директор Национального института диабета, болезней пищеварительной и мочеполовой системы (Мэриленд), в опубликованном документе собраны ключевые элементы других руководств, посвященных проблемам СД и предиабета.
В работе над документом участвовали ученые из Американской диабетической ассоциации, Американской ассоциации клинических эндокринологов, Эндокринного сообщества и ряда других организаций. Главная цель этой публикации, как заверяют ученые, — предоставление клиницистам простой, доступной и собранной воедино информации по менеджменту пациентов с СД. Эти данные представлены в виде 10 основных принципов, по каждому из которых указаны краткие рекомендации в текстовом виде и в виде таблиц со ссылками на ведущие мировые руководства.
По мнению авторов, ключевыми задачами клинициста являются:
1. Идентификация лиц с недиагностированным СД и предиабетом.
2. Профилактика развития СД 2-го типа у пациентов с предиабетом.
3. Обеспечение пациентов с СД или высоким риском его развития всей необходимой информацией о заболевании и о методах первичной и вторичной профилактики (включая информацию о модификации образа жизни, правильном применении лекарственных средств, самомониторинге уровня глюкозы, артериального давления (при необходимости) и пр.).
4. Составление рекомендации по правильному питанию для каждого отдельного пациента (с СД или высоким риском его развития).
5. Мотивация пациента к регулярной физической активности (минимум 150 мин умеренной аэробной физической активности в неделю). Это также касается как пациентов с СД, так и с высоким риском его развития.
6. Контроль уровня глюкозы для профилактики развития осложнений СД.
7. Коррекция уровня артериального давления, холестерина и модификация других факторов, повышающих кардиоваскулярный риск.
8. Регулярная оценка и мониторинг микроваскулярных осложнений и терапии, направленной на замедление их прогрессирования.
9. Оценка необходимости дополнительных интервенций для детей, женщин детородного возраста, подгрупп пациентов с высоким риском других патологических состояний.
10. Обеспечение пациент-центрированного подхода к лечению СД. Другими словами, центром лечебного процесса является пациент (или его семья), и любое клиническое решение врач должен принимать после обсуждения с пациентом. Как отмечают авторы, при лечении СД и его осложнений всегда существует проблема выбора терапевтической стратегии. И хотя объяснение всех преимуществ и недостатков того или иного препарата или метода терапии пациенту требует времени, это может стать ключевым моментом в достижении хороших результатов и удовлетворении пациента проводимым лечением.
Полный вариант документа (на английском языке) представлен в открытом доступе на сайте Национальной диабетической образовательной программы.
- National Diabetes Education Program (2014) Guiding Principles for the Care of People With or at Risk for Diabetes, September (retrieved from http://ndep.nih.gov/hcp-businesses-and-schools/guiding-principles/).
- Tucker M.E. (2014) New ‘Quick-Read’ Guide for Doctors to Treat Diabetes. Medscape, 21 November (http://www.medscape.com/viewarticle/835306).
Виталий Безшейко