Развитие навыков клинической наблюдательности является неотъемлемой частью медицинского образования и основой врачебного искусства на различных этапах клинического обследования. Тем не менее, по результатам отдельных исследований, проведенных среди стажеров и практикующих врачей, был выявлен недостаточный уровень подготовки специалистов в данной области профессиональных умений.
В поиске возможностей совершенствования указанных практических навыков среди студентов-медиков исследователи Медицинской школы Перельмана Пенсильванского университета (Perelman School of Medicine at the University of Pennsylvania), США, и Детской больницы Филадельфии (Children’s Hospital of Philadelphia), США, в сотрудничестве с искусствоведами Художественного музея Филадельфии (Philadelphia Museum of Art), США, обратились к области изобразительного искусства для рассмотрения вопроса о том, может ли развитие наблюдательности, навыков описания и интерпретаций на примерах изобразительного искусства оказывать влияние на формирование соответствующих умений применительно к врачебной деятельности.
В работе, представленной в журнале «Ophthalmology» 3 августа 2017 г., авторы исследования обратились к опыту ранее проводимых обучающих проектов, основанных на предположении о том, что навыки художественного наблюдения могут способствовать развитию качеств наблюдательности, необходимых для формирования клинического мышления будущих врачей. В новом исследовании ученые сообщили о выявленных ими значимых улучшениях наблюдательности среди студентов, прошедших факультатив по искусствоведению. По словам авторов, такие результаты могут служить подтверждением гипотезы о том, что навыки художественного наблюдения вне клинического ситуативного компонента могут помочь учащимся медицинских учебных заведений стать более внимательными клиническими наблюдателями.
Ведущий автор исследования, доктор медицины, офтальмолог Жаклин Гурвин (Jaclyn Gurwin) отметила, что источником идеи об оценке влияния знаний в сфере искусств на медицинский подход в ежедневной клинической работе с пациентами послужил личный опыт, полученный ею ранее в колледже при изучении изобразительного искусства. «Сейчас эти знания оказались бесценны для меня как для врача. Результаты же нашего исследования невероятно обнадеживают, подтверждая, что обучение наблюдательности в области изобразительного искусства опосредованно может развивать навыки клинического видения. Более того, мы надеемся, что совершенствование клинической наблюдательности будет также способствовать развитию эмпатии и, соответственно, формировать лучших специалистов в сфере медицины», — объяснила Ж. Гурвин.
В рандомизированном контролируемом исследовании приняли участие 36 студентов первого курса медицинского вуза. При этом студенты одной из групп в течение 3 мес (6 полуторачасовых академических занятий) прошли обучение под руководством профессиональных преподавателей Художественного музея Филадельфии. Участникам основной и контрольной групп перед началом исследования и по его завершению было предложено тестирование, в ходе которого студентам было необходимо описать те или иные произведения искусства, а также сформулировать заключения по данным изображений патологических изменений сетчатки и макрофотографий, демонстрирующих офтальмологические заболевания. По результатам работы выявлено, что студенты, прошедшие указанный курс, в итоге продемонстрировали значимое улучшение наблюдательности по сравнению с контрольной группой.
Авторы предположили, что обучение навыкам художественного наблюдения может обеспечивать структурированный подход для студентов первого курса, имеющих достаточно ограниченный опыт в области визуально сложных клинических ситуаций. Поэтому, по мнению исследователей, обучение основам методологии, характерной для сферы искусств, может быть полезным во многих областях медицинской практики, в частности, таких как офтальмология, дерматология и радиология, где планы диагностики и лечения основаны, главным образом, на непосредственном наблюдении. Кроме того, подводя промежуточные итоги, ученые заключили, что обучение искусству предоставляет студентам пространство, в котором у них есть возможность слушать и учиться у своих сверстников, слышать множество мнений о незнакомом предмете, не имеющем четкой оценки или не предполагающем верного или ложного ответа. Комментируя возможные перспективы развития научного проекта, авторы подчеркнули, что дальнейшие исследования будут направлены на поиск решений совершенствования навыков эмоциональной компетентности в практической деятельности стажеров и практикующих врачей.
- Gurwin J., Revere K.E., Niepold S. et al. (2017) A randomized controlled study of art observation training to improve medical student ophthalmology skills. Ophthalmology, Aug. 3 [Epub. ahead of print].
- University of Pennsylvania School of Medicine (2017) Art courses could help medical students become better clinical observers. ScienceDaily, Sep. 6 (https://www.sciencedaily.com/releases/2017/09/170906103528.htm).
Наталья Савельева-Кулик