Актуальные вопросы современной педиатрии (по материалам Сидельниковских чтений)

19 жовтня 2015
1201
Резюме

23–25 сентября 2015 г. в Днепропетровске прошла XVII Всеукраинская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педиатрии» (Сидельниковские чтения), посвященная памяти выдающегося ученого-педиатра Виктора Михайловича Сидельникова и ставшая уже неотъемлемой составляющей беспрерывного профессионального развития педиатров и семейных врачей. Ежегодно мероприятие собирает огромное количество слушателей со всех регионов Украины, играя важную воспитательную и образовательную роль для всей медицинской общественности страны. В текущем году на Сидельниковских чтениях особое внимание уделено актуальным вопросам первичной медико-­санитарной помощи, проблемам иммунопрофилактики, антибиотикорезистентности, детской инфектологии и аллергологии, рационального питания, здорового образа жизни, диагностике и лечению заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной систем и другой патологии у детей.

Открыл работу конференции профессор Александр Волосовец, член-корреспондент Национальной академии медицинских наук (НАМН) Украины, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения (МЗ) Украины по специальности «Детская кардиоревматология», заведующий кафедрой педиатрии № 2 Национального медицинского университета (НМУ) имени А.А. Богомольца, заведующий сектором науки и инноваций Управления координации центров реформ МЗ Украины. В своем выступлении он коснулся актуальных вопросов оказания первичной медико-санитарной помощи детям и подготовке врачей в Украине. В соответствии с Программой деятельности Кабинета Министров Украины и Стратегией устойчивого развития «Украина-2020», первоочередным приоритетом для медицинской отрасли является кадровое и материально-техническое обеспечение первичного звена медицинской помощи. В настоящее время отмечен почти тысячный дефицит педиатров, неонатологов, поэтому целесообразно продолжить сохранение объемов государственного заказа на подготовку специалистов, врачей-интернов, научных и научно-педагоги­ческих кадров по специальности «Педиатрия» соответственно потребностям здравоохранения.

А. Волосовец отметил, что, несмотря на инновационные достижения науки, Всемирная организация здравоохранения к основным факторам детской смертности в мире по-прежнему относит пневмонию и диарею, что требует от национальных систем здравоохранения эффективных действий по доступности медицинской помощи и современных эффективных лекарственных средств для детского населения.

В настоящее время первоочередными заданиями для медицинской отрасли, по мнению А. Волосовца, являются:

  • качественная подготовка детских и семейных врачей с целью укомплектования кадрами первичного звена;
  • беспрерывное медицинское образование в течение всей жизни специалиста;
  • внедрение в медицинскую практику стандартов лечения и профилактики на основе современных научных разработок;
  • борьба с антибиотикорезистентностью путем рациональной, доказательно обоснованной антибиотикотерапии.

Профессор Виталий Майданник, вице-президент Ассоциации педиатров Украины, академик НАМН Украины, заведующий кафедрой педиатрии № 4 НМУ имени А.А. Богомольца, ознакомил слушателей с современными стандартами антибиотикотерапии внебольничной пневмонии (ВП) у детей. Он напомнил, что >200 микроорганизмов могут быть причиной острой пневмонии, однако в 44–85% случаев идентифицировать возбудитель не удается, что создает опреде­ленные проблемы при назначении антибиотиков.

Пероральное применение антибиотиков при ВП у лечащихся амбулаторно детей является безопасным и эффективным, парентеральное введение рекомендовано при невозможности перорального приема (например из-за рвоты), а также при тяжелом состоянии ребенка.

В. Майданник обратил внимание на важность ступенчатой терапии — парентерального введения антибиотиков (в течение 2–4 дней) с последующим переходом на пероральные формы. Основными требованиями к переходу на пероральное применение антибиотика являются:

  • наличие форм для перорального и парентерального применения;
  • эффект от парентерального введения;
  • стабильное состояние пациента;
  • возможность приема препарата per os;
  • отсутствие патологии со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
  • высокая биодоступность перорального антибиотика.

Сергей Кривопустов, профессор кафедры педиатрии № 2 НМУ имени А.А. Богомольца, в своем выступлении уделил внимание эмпирической антибиотикотерапии при инфекциях дыхательной системы у детей. Так, при остром стрептококковом тонзиллофарингите препаратом выбора является пенициллин, применяемый курсом 10 дней с целью бактериологической эрадикации возбудителя и предупреждения осложнений. Возможно применение цефподоксима проксетила перорально в течение 5 дней. При аллергии на пенициллин рекомендуют назначать макролиды или клиндамицин.

Говоря о проблеме острого среднего отита, докладчик отметил, что спектр основных этиологических факторов возбудителя этого заболевания изменился благодаря широкому применению программы иммунопрофилактики против Streptococcus pneumoniae во многих странах. Важное этиологическое значение сегодня имеют нетипируемые штаммы Haemophilus influenzae. Если в предыдущем месяце не проводили антибиотикотерапию, назначают амоксициллин, если проводили — амоксициллин/клавулановую кислоту, цефуроксим аксетил, цефподоксим проксетил.

При остром бактериальном ринусинусите применяют амоксициллин (амоксициллин/клавулановую кислоту), цефподоксим проксетил и др.

Говоря о лечении ВП, докладчик подчеркнул, что аминопенициллины назначают полностью иммунизированным детям, в других случаях лечение целесообразно начинать с цефалоспоринов (при нетяжелом течении — цефподоксим проксетил перорально, при тяжелом — цефтриаксон, цефотаксим).

Говоря о лечении при остром риносинусите у детей, профессор Галина Бекетова, заведующая кафедрой детских и подростковых заболеваний Национальной медицинской академии последипломного образования (НМАПО) имени П.Л. Шупика, отметила, что важнейшим подходом при остром риносинусите является восстановление носового дыхания и улучшение качества жизни ребенка. Наряду с элиминационной терапией применяют фитопрепараты комплексного действия, сопоставимые по эффективности с синтетическими противовирусными средст­вами.

Александр Абатуров Дмитрий Иванов

В свою очередь, профессор Александр Абатуров, заведующий кафедрой педиатрии № 1 и медицинской генетики ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», обратил внимание, что в лечении детей с острым синуситом и для профилактики острых респираторных инфекций рекомендованы назальные ирригации раствором морской воды.

Профессор Дмитрий Иванов, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Детская нефрология», заведующий кафедрой нефрологии и почечно-заместительной терапии НМАПО имени П.Л. Шупика, ознакомил слушателей с обновленными рекомендациями по лечению инфекций мочевыделительной системы (ИМС) у детей, отметив, что изменения в основном коснулись диагностических критериев. Так, наряду с традиционными диагностическими методами (анализ физикальных данных, клинический анализ и бактериологический посев мочи), у девочек с >2 и у мальчиков — >1 эпизодами ИМС обязательным является проведение микционной цистографии.

Лечение при тяжелой ИМС (осложненный/неосложненный пиелонефрит) включает парентеральную терапию до нормализации температуры тела, адекватную гидратацию, применение цефалоспоринов III поколения, амоксициллина/клавулановой кислоты (при наличии кокковой флоры). При простой ИМС (цистит) рекомендована пер­оральная терапия, парентеральное введение одной дозой (только при условии низкого комплаенса), применение цефалоспоринов III поколения, гентамицина. Длительность лечения при тяжелых формах составляет 10–14 дней, при легких — 5–7 дней.

Д. Иванов напомнил, что при цистите у девочек применяют противомикробную терапию (фуразидин, нифуратель, цефуроксим), профилактическое лечение; для устранения болевого синдрома применяют прифиния бромид. Амоксициллин/сульбактам, цефалоспорины I поколения, нитроксолин, фитопрепараты (за исключением препарата Канефрон® Н) для лечения пациентов с данным заболеванием не рекомендованы.

Лечение при остром пиелонефрите включает дезинтоксикационную, цитопротекторную, противовоспалительную (парацетамол, ингибиторы циклооксигеназы-2), антибактериальную терапию.

О современных возможностях противовирусной терапии шла речь в выступлении профессора Людмилы Чернышевой, заведующей кафедрой детских инфекционных болезней и детской иммунологии НМАПО имени П.Л. Шупика, главного внештатного специалиста МЗ Украины по специальности «Детская иммунология». Она отметила, что арсенал противовирусных препаратов не очень велик, многие из них имеют выраженные побочные эффекты, поэтому при назначении противовирусных препаратов врачу в каждом конкретном случае необходимо взвешивать соотношение их пользы и риска. В настоящее время противовирусная терапия при вирусном гепатите В включает применение ламивудина, энтекавира (при резистентности вируса к ламивудину), интерферонов; при вирусном гепатите С — рибавирина и интерферонов. Несмотря на широкое применение, последние не оказывают прямого противовирусного действия, но вызывают изменения в клетке, препятствующие размножению вируса. Вместе с тем интерфероны имеют ряд побочных эффектов, среди которых гриппоподобный синдром, головная боль, лихорадка, супрессия костного мозга, снижение фертильности и др.

Профессор Ни­колай Аряев, член-коррес­пондент НАМН Украины, заведующий кафедрой педиатрии № 1, неонатологии и био­этики Одесского национального медицинского университета, обратил внимание на проблему жестокого обращения с детьми, основными формами которого являются оставление ребенка без внимания (пренебрежение/заброшенность/запущенность), физическое, сексуальное насилие, психологическая жестокость, причем последняя имеет особое значение, поскольку выступает не только в форме самостоятельного варианта, но и сопровождает каждую из вышеперечисленных форм.

В клинической практике редко диагностируют такие варианты жестокого обращения с детьми, как школьный буллинг, синдром тряски младенца, делегированный синдром Мюнхгаузена, однако в повседневной жизни они встречаются чаще. Так, школьный буллинг — длительный процесс сознательно жестокого отношения, физического и/или психологического насилия со стороны одного ребенка или чаще группы детей по отношению к другому ребенку. Как правило, физический буллинг характерен для мальчиков — учеников 5–6 классов, в то время как вербальный буллинг присущ девочкам — ученицам старших классов.

Синдром тряски младенца характеризуется повреждением головного мозга, когда родитель по причине раздражения от плача или беспокойства ребенка наносит ему физическое воздействие, что приводит к отдаленным психоневрологическим проблемам, возможно, летальному исходу. Симптомы включают неврологические расстройства, выбухание родничка, кровоизлияние в сетчатку глаза, субдуральные и субарахноидальные гематомы.

Делегированный синдром Мюнхгаузена — психоэмоциональное расстройство родителей (чаще матери), при котором вызываются или придумываются болезни с целью обращения за медицинской помощью, вследствие чего ребенок получает необоснованное медицинское лечение, что отрицательно сказывается на его состоянии здоровья.

432

Н. Аряев отметил, что варианты синдрома жестокого обращения с детьми разно­образны и требуют непосредственного выявления в клинической практике. Психологическая жестокость по отношению к ребенку имеет выраженные клинические, психоневрологические, психо­эмоциональные и когнитивные последствия. Как правило, взрослые и дети недостаточно осведомлены об этой проблеме. У детей, пострадавших от психологической жестокости, выявляют психосоматическую патологию, требующую проведения реабилитационных мероприятий.

Профессор Людмила Пархо­менко, заведующая кафедрой подростковой медицины Харьковской медицинской академии последипломного образования (ХМАПО), главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Подростковая медицина», подчеркнула, что в структуре заболеваемости подростков наиболее частыми являются врожденные аномалии, болезни системы кровообращения, крови, органов дыхания, расстройства психики и поведения. За последние 30 лет у девушек в 2 раза возросла частота нарушений менструальной функции, в 5,7 раза — частота развития первичной аменореи, в 3 раза — пубертатных маточных кровотечений. Как правило, у одной и той же девочки с нарушением менструальной функции одновременно возможны ≥2–3 сопутствующих заболевания.

У 75–85% девушек отмечают хроническую соматическую патологию, у 10–15% — гинекологические расстройства, ограничивающие их фертильные возможности. На фоне низкого уровня соматического здоровья несовершеннолетних гестационный процесс протекает со значительным количеством осложнений, неблагоприятно отражающихся на состоянии девушки, ее плода и новорожденного. Беременность и роды в юном возрасте связаны с большой нагрузкой на незрелый организм подростка и могут привести к тяжелым последствиям (смерть матери, рождение недоношенного ребенка).

Среди подростков возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, урогенитальным микоплазмозом. Лидером среди инфекций, передающихся половым путем, является трихомониаз; не снижается частота хламидийной инфекции.

Л. Пархоменко отметила, что сложность проблемы в том, что подростки недооценивают состояние своего здоровья и часто отказываются от обследования и лечения, а большинство врачей различных специальностей не владеют вопросами физиологии и патологии подросткового возраста. Поэтому возникла необходимость создания специальных служб — клиник, дружественных молодежи, которые не являются альтернативой детских поликлиник, помогая педиатрам, семейным врачам заниматься сохранением здоровья подростков, уделяя большее внимание медико-­социальным проблемам.

Говоря о проблеме дефицита витамина D у детей, профессор Людмила Квашнина, руководитель отделения проблем здорового ребенка и преморбидных состояний ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины», внештатный специалист Главного управления здравоохранения города Киева по специальности «Педиатрия», акцентировала внимание на важности поступления витамина D в организм в период роста костной массы. Костный обмен у детей в возрасте <1 года составляет до 200%, <2 лет — 50–60%, <7 лет — 30%, ≥8 лет — 1% с последующим нарастанием в период пубертатного роста. Активный ежегодный прирост кальция в организме начинается со школьного возраста, однако у детей отмечают его недостаток, связанный с низким потреблением продуктов, богатых кальцием, снижением абсорбции кальция в кишечнике как результатом недостаточного синтеза витамина D в коже или недостаточного его поступления с пищей.

Л. Квашнина напомнила, что на сегодняшний день для коррекции дефицита витамина D существует много лекарственных препаратов; у детей предпочтение следует отдавать водным растворам витамина.

Профессор Татьяна Крючко, заведующая кафедрой педиатрии № 2 Высшего государственного учебного заведения Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия», обратила внимание на то, что 60–80% детей не полностью обеспечены такими важнейшими витаминами, как тиамин, рибофлавин, пиридоксин, ниацин и фолиевая кислота. Недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение их усвоения в ЖКТ приводит к витаминной недостаточности разной степени (субнормальная обеспеченность, гиповитаминоз, авитаминоз).

К группе риска по развитию витаминодефицитных состояний относят:

  • детей раннего возраста и подростков (периоды наиболее интенсивного роста);
  • детей, занимающихся спортом;
  • детей, часто болеющих острыми инфекционными заболеваниями вирусного или бактериального генеза, с патологией сердечно-сосудистой системы, ЖКТ и др.);
  • больных, длительно применяющих некоторые лекарственные препараты;
  • женщин в период беременности и кормления грудью;
  • вегетарианцев;
  • детей и взрослых с низким социально-экономическим уровнем.

Т. Крючко отметила, что в настоящее время наиболее востребованными в клинической практике являются витамины группы В, поскольку они имеют широкий спектр фармакологических свойств, участвуют как коферментные формы в большинстве обменных, в том числе энерго­образующих процессов, предотвращают развитие различных патологических состояний. Докладчик напомнила, что при стрессе потребность в витамине В1 повышается в 10 раз, витаминах В2, В5, В6 — в 5 раз, что обусловлено усилением обменных процессов. При гастрите, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, колите нарушаются процессы синтеза витаминов собственной микрофлорой организма. Повышение/недостаточность функции щитовидной железы, применение некоторых антибиотиков, особенно тетрациклинового ряда, длительное применение аминазина, антидепрессантов, сульфаниламидов, низкая кислотность желудочного сока, интенсивные физические нагрузки, неполноценное питание повышают потребность в витамине В2.

Выделяют лечебную и профилактическую технологии витаминной и минеральной коррекции. Выбор стратегии основан на выраженности клинической манифестации витаминной недостаточности, которая определяется степенью имеющегося дефицита. Лечебная стратегия витаминной коррекции предполагает применение витаминов в повышенных дозах, проведение более интен­сивных, в ряде случаев более продолжительных, курсов коррекции, строго при доказанном дефиците и под постоянным врачебным контролем. Для профилактики дефицитных состояний витамина В у подростков в качестве средства, улучшающего самочувствие и адаптационные возможности сердечно-­сосудистой системы, повышающего работоспособность, снижающего уровень стресса в период проведения олимпиад, сдачи зачетов, целесообразно применение сбалансированного комплекса витаминов группы В.

Профессор Ольга Белоусова, заведующая кафедрой педиатрической гастро­энтерологии и нутрициологии ХМАПО, рассказала о коррекции моторно-эвакуаторной функции кишечника у детей, отметив, что нарушения моторики ЖКТ могут возникать при ряде состояний, даже не являющихся патологическими. Они могут выражаться в увеличении или уменьшении амплитуды перистальтических сокращений, нарушении соотношений фаз моторной активности в покое, координации сокращений различных отделов ЖКТ. Патогенез кишечной колики и синдром регургитации у детей в возрасте до 1 года связывают именно с двигательной дисфункцией, возникающей на фоне физиологических особенностей и морфофункциональной незрелости организма ребенка.

Как правило, функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей в возрасте до 1 года не нуждаются в коррекции, однако в рекомендациях ESPGHAN (2015), указано, что такие расстройства являются ранними травматическими состояниями, которые в дальнейшем становятся причиной многих заболеваний. Нарушения моторики, с одной стороны, оказывают значительное воздействие на качество жизни ребенка и его здоровье, с другой — определяют необходимость лекарственной терапии, направленной на восстановление нарушенной моторики.

Основной соматической жалобой при любых нарушениях моторно-эвакуаторной функции ЖКТ является болевой синдром. В основе купирования абдоминальной боли органического генеза лежит патогенетический принцип — лечение, направленное на основное заболевание, механизмы которого часто совпадают с механизмами развития болевого синдрома. Коррекция функциональных нарушений должна быть комплексной, направленной на устранение основного механизма боли (нарушение моторики и чувствительности) в сочетании с психотерапевтическим воздействием. Пациенты с абдоминальной болью функционального характера не нуждаются в приме­нении анальгетиков независимо от интенсивности болевого синдрома. Спазм гладких мышц является одной из основных составляющих абдоминальной боли, сопровождая моторно-эвакуаторные нарушения кишечника.

4663

В рутинной педиатрической практике сегодня применяют блокаторы М-холино­рецепторов — единственную группу препаратов, разрешенную к применению в гастроэнтерологической практике, в том числе для симптоматической терапии у детей раннего возраста. Прифиния бромид эффективно корригирует повышенную моторику ЖКТ, способствуя нормализации перистальтики и опорожнению желудка, снижает тонус гладких мышц и умеренно — секрецию соляной кислоты.

Профессор Сергей Крамарев, заведующий кафедрой детских инфекционных болезней НМУ имени А.А. Богомольца, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Детские инфекционные болезни», уделил внимание вопросам антибиотикотерапии при острых кишечных инфекциях. Согласно рекомендациям ESPGHAN, применение антибиотиков при острой диарее рекомендовано в случаях септицемии, кровянистой диареи, холеры с тяжелой дегидратацией, внекишечной инфекции, мальнутриции/иммуносупрессии, псевдомембранозном энтероколите у детей в возрасте <6 мес с верифицированной сальмонеллезной инфекцией.

Антибиотики назначают, как правило, при инвазивной (бактериальной) диарее, клиническими симптомами которой являются внезапное начало с частотой >4 раз в сутки и отсутствием предварительной рвоты, лихорадка, примесь крови в кале, высокая частота дефекаций, увеличение числа палочкоядерных лейкоцитов (>100 мм3) и уровня С-реактивного белка (>12 мг/дл).

С. Крамарев отметил, что сегодня подходы к назначению антибактериальных препаратов при острых кишечных инфекциях изменились. Например, при шигеллезе или подозрении на него рекомендована антибактериальная терапия. В то же время антибиотики не следует применять при сальмонеллезном гастроэнтерите в связи с возможностью развития носительства.

Антибиотики назначают при:

  • бактериемии;
  • внекишечных очагах инфекции;
  • иммунодефицитных состояниях;
  • асплении;
  • хронических воспалительных заболеваниях кишечника;
  • ахлоргидрии;
  • применении кортикостероидов или иммуносупрессоров;
  • детям в возрасте <3 мес.

При кампилобактериозе антибактериальная терапия рекомендована преимущественно при шигеллезоподобной форме.

Антибактериальная терапия не показана пациентам с легкой и среднетяжелой инфекционной диареей, в том числе при:

  • сальмонеллезе (кроме случаев, когда присутствуют показания);
  • бактериальном носительстве любой этиологии (транзиторном, постинфекционном);
  • дисфункции ЖКТ, связанной с последствиями острой кишечной инфекции (дисбиоз кишечника, лактазная недостаточность, целиакия, вторичная ферментопатия).

По мнению докладчика, антибактериальные препараты, назначаемые детям при инфекционной диарее, должны иметь:

  • бактерицидное действие;
  • высокую биодоступность;
  • свойство создавать высокую концентрацию в ЖКТ;
  • низкий уровень резистентных штаммов возбудителей;
  • высокий профиль безопасности;
  • удобную для детей форму выпуска и режим дозирования.

О современных подходах в терапии при ротавирусной инфекции у детей шла речь в выступлении профессора Олега Шадрина, заведующего отделением проб­лем питания и соматических заболеваний детей раннего возраста ГУ «Институт педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины», главного внештатного специалиста МЗ Украины по специальности «Детская гастроэнтерология». Наиболее часто эту патологию отмечают у детей в возрасте <2 лет; 20–50% госпитализаций происходит в возрасте <6 мес. К основным симптомам ротавирусного гастроэнтерита относят водянистую диарею без сгустков крови, тошноту, рвоту, дегидратацию, повышение температуры тела, боль в эпигастральной области, общую интоксикацию. У детей могут возникать осложнения в виде тяжелой дегидратации (может стать причиной смерти), вторичной бактериальной инфекции, синдрома вторичной мальабсорбции. Наиболее тяжелое течение отмечают у детей раннего возраста, при наличии гипертрофии, получающих искусственное вскармливание или при присоединении вторичной инфекции.

О. Шадрин отметил, что основной терапией при ротавирусном гастроэнтерите является пероральная регидратация. Ее проводят в течение 4–6 ч, при дегидратации легкой степени объем жидкости составляет 30–50 мл/кг, при среднетяжелой — 60–100 мл/кг массы тела. На 2-м этапе раствор для пероральной регидратации можно чередовать с фруктовыми или овощными отварами без сахара, чаем, особенно зеленым. При ротавирусной инфекции антибактериальная терапия неэффективна, поскольку может усилить диарею и лактазную недостаточность. Важным компонентом профилактики и лечения инфекционной диареи является применение пробиотиков.

Профессор Екатерина Бодня, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Паразитология», заведующая кафедрой медицинской паразитологии и тропических болезней ХМАПО, поделилась опытом диагностики и лечения токсокароза. Она отметила, что заражение человека происходит при проглатывании яиц токсокар, находящихся на коже рук, в пищевых продуктах, воде; возможно заражение при непосредственном контакте с загрязненной землей и шерстью животных. Установлено, что токсокароз у детей приводит к снижению эффективности вакцинации и ревакцинации против кори, дифтерии и столбняка. По сравнению с другими гельминтозами (энтеробиоз, аскаридоз) токсокароз обладает наиболее активным иммуносупрессирующим действием.

У детей и подростков чаще выявляют глазной токсокароз, характеризующийся односторонним поражением глаз. Патологический процесс часто принимают за ретинобластому, проводят энуклеацию глазного яблока, и лишь при морфологическом исследовании определяют эозинофильные гранулемы, иногда — личинки токсокароз.

Токсокароз характеризуется сенсибилизацией экскреторно-секреторных и соматических антигенов токсокар, воспалительными изменениями, геморрагией, некрозом, травматизацией тканей мигрирующими личинками, образованием эозинофильных гранулем в местах их оседания. Клинически проявляется (в зависимости от тяжести) в виде общих и местных симптомов, преимущественно неврастенией.

К. Бодня подчеркнула, что вакцины против гельминтозов до сих пор не существует. В мае 2001 г. Всемирной ассамблеей здравоохранения принята программа профилактической химиотерапии глистных инвазий, заключающаяся в проведении регулярных профилактических курсов приема антигельминтного препарата широкого спектра действия, в частности альбендазола.

467

Большой интерес участников конференции вызвало секционное заседание «Актуальные вопросы детской кардиоревматологии», в ходе которого особое внимание уделено вопросам диагностики и лечения ювенильного ревматоидного артрита, остеопенического синдрома, кардиомиопатии, поражений клапанов сердца при эндокардите в детском возрасте и др. В рамках научного симпозиума «Фитотерапия при респираторных заболеваниях у детей: междисциплинарный подход» представлены доклады, посвященные возможностям современной фитотерапии при острых заболеваниях органов дыхания, остром риносинусите, респираторной патологии у детей.

В ходе Сидельниковских чтений также состоялось научно-методическое совещание по актуальным вопросам преподавания в высших учебных заведениях и учреждениях последипломного образования. Подчеркнута необходимость постоянного повышения качества педиатрического образования, модернизации его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса при подготовке специалистов с придерживанием требований международных рекомендаций.

Всего во время форума заслушано более 90 докладов ведущих педиатров Украины, касающихся актуальных вопросов медицины детства и медицинского образования. Мероприятие еще раз подтвердило свою высокую значимость в жизни медицинской общественности нашей страны.

Марина Колесник,
фото автора