Хроническая сердечная недостаточность: преимущества телефонной поддержки и телемониторинга

21 грудня 2010
1178
Резюме

Согласно систематичес­кому обзору, проведенному S. Inglis и соавторами (Мельбурн, Австралия), у пациентов с хронической сердечной недостаточностью применение структурированной телефонной поддержки и телемониторинга снижает риск смерти от всех причин и госпитализации вследствие сердечной недостаточности. Авторы отобрали 25 исследований и 5 опубликованных рефератов. В 16 исследованиях оценивалась структурированная телефонная поддержка (общее количество участников — 5613), в 11 проводилась оценка телемониторинга (2710 пациентов) и в 2 тестировались оба вмешательства. Телемониторинг снизил на 34% риск смерти от всех причин […]

Согласно систематичес­кому обзору, проведенному S. Inglis и соавторами (Мельбурн, Австралия), у пациентов с хронической сердечной недостаточностью применение структурированной телефонной поддержки и телемониторинга снижает риск смерти от всех причин и госпитализации вследствие сердечной недостаточности.
Авторы отобрали 25 исследований и 5 опубликованных рефератов. В 16 исследованиях оценивалась структурированная телефонная поддержка (общее количество участников — 5613), в 11 проводилась оценка телемониторинга (2710 пациентов) и в 2 тестировались оба вмешательства.

Телемониторинг снизил на 34% риск смерти от всех причин (относительный риск (ОР) — 0,66; 95% доверительный интервал (ДИ) 0,54–0,81; р<0,0001), тогда как структурированная телефонная поддержка оказала незначительный позитивный эффект (ОР — 0,88; 95% ДИ 0,76–1,01; р=0,08). Госпитализация вследствие сердечной недостаточности снизилась на ≈20% в результате применения как струк­турированной телефонной поддержки (ОР — 0,77; 95% ДИ 0,68–0,87; р<0,00001), так и телемониторинга (ОР 0,79 95% ДИ 0,67–0,94; р=0,008).

Результаты исследования также показали, что структурированная телефонная поддержка и телемониторинг снижают затраты на здравоохранение, приемлемы для пациентов, оптимизируют применение фармакотерапии, основанной на доказательной медицине, улучшают знания пациентов о сердечной недостаточности и оказании самопомощи, и даже улучшают функциональный класс сердечной недостаточности по NYHA.

S. Inglis подчеркнул, что «обучение пациентов оценке и контролю своего состояния с последующей передачей этой информации медсестре или врачу позволяет применить вмешательство в ранние сроки, а результаты проведенного обзора подтвердили эффективность подобной тактики в отношении снижения риска смерти, очевидно, за счет профилактики серьезных осложнений/ухудшения состояния пациента».

Только 3–4% участников исследования не смогли обучиться применению данных технологий.

Inglis S.C., Clark R.A., McAlister F.A. et al. (2010) Structured telephone support or telemonitoring programmes for patients with chronic heart failure. Cochrane Database Syst. Rev., 8: CD007228.