Пример развития компании «ISIDA» показывает, как модель ведения бизнеса, ориентированная на запросы пациента и основанная на абсолютно честных и прозрачных взаимоотношениях как с клиентами, так и с государством и финансовыми инвесторами, может успешно реализоваться при любой экономической и общественно-политической ситуации. Об этом Виктор Козин, основатель, совладелец и генеральный директор клиники «ISIDA», и Виктор Зинченко, его первый заместитель, заслуженный врач Украины, врач-репродуктолог, рассказали журналисту нашего издания во время пресс-завтрака, который состоялся 2 апреля 2014 г. в столичном отеле «Опера».
Обретение Украиной независимости в 1991 г. стало переломным моментом как в сознании общества, которое вынуждено было перестраиваться с патерналистской модели взаимоотношения с государством на принятие самостоятельных решений относительно своей судьбы и несение в дальнейшем за них ответственности, так и для всех отраслей экономики и хозяйственной деятельности, которые должны были перестроиться с системы плановой экономики на рыночные отношения. И если торговля, финансовый сектор, а за ними и другие сферы экономики справились с такой задачей довольно быстро, то в основе здравоохранения, его официальной части, по-прежнему лежит модель взаимоотношений, основанная на системе Семашко, которая, хотя и была признана лучшей в мире, но на момент этого признания была ориентирована на плановую экономику.
Возможно, что с этим несоответствием, когда в государстве с уже сформировавшейся рыночной экономикой пытается функционировать ориентированная на плановую модель система здравоохранения, и связано большое количество недостатков, таких как теневые платежи, откаты и нерациональное использование имеющихся ресурсов в медицине.
Однако наряду с пока неудачными попытками реформировать государственный и коммунальный сектор медицины, практически сразу после обретения страной независимости в Украине начал формироваться частный сектор предоставления медицинских услуг, и одним из пионеров, а впоследствии и лидеров развития этого направления, является клиника «ISIDA», которая, будучи организованной в 1992 г., является сегодня одной из ведущих негосударственных сетей специализированных клиник и продолжает успешно развиваться.
Информационным поводом для встречи стало завершение в январе 2014 г. переговорного процесса между американским фондом Advent International и В. Козиным по возврату мажоритарного пакета акций. Напомним, что американский фонд прямых инвестиций Advent International в марте 2011 г. приобрел контрольный пакет акций клиники «ISIDA». Это стало первой в регионе сделкой большого иностранного инвестиционного фонда в сфере медицинских услуг. Основатели клиники на тот момент оставались миноритарными партнерами и продолжали участвовать в управлении компании. По условиям соглашения, владельцы «ISIDA» планировали, прежде всего, привлечь инвестора-стратега для развития компании на новом масштабном уровне. Advent International предложил финансовый ресурс для реализации задуманной стратегии основателями клиники. По истечении 2,5 года совместной работы с фондом соучредители клиники В. Козин и Игорь Матвиец приняли решение о возврате контрольного пакета акций компании. Вскоре между бывшими мажоритарными акционерами и руководством фонда путем договоренностей достигнуто компромиссное решение о выходе Advent International из состава акционеров клиники «ISIDA». На сегодняшний день оформление сделки завершено, В. Козин и И. Матвиец являются единственными собственниками медицинской сети «ISIDA». В стратегических планах господина Козина — достичь поставленной ранее цели, касающейся открытия сети поликлинических центров в регионах Украины. Также собственники «ISIDA» планируют увеличить мощности роддома и активно развивать направление педиатрии.
Причин ухода международного инвестора, по словам В. Козина, было несколько. Среди них можно выделить нестабильность общественно-политической, и как следствие — экономической ситуации, непрозрачность ведения бизнеса, наличие непредсказуемых теневых платежей, нестабильность валютного курса. Отметим, что инвестор вообще ушел из Украины.
Почему же прежние мажоритарные акционеры приняли решение вернуть себе контрольный пакет и продолжать развитие бизнеса, да еще в такое, мягко говоря, неспокойное для страны время? Отмечено также несколько причин, и первая из них — эмоциональная привязанность к бизнесу, который за почти 22 года своего существования стал второй семьей. Также это перспективность дальнейшего развития частной медицины в Украине, социальная направленность бизнеса, его значимость для общества, чувство ответственности перед коллективом, с которым, по мнению генерального директора клиники, можно с уверенностью смотреть в будущее.
Что же будет дальше? По словам В. Козина, ничего нового, если говорить о той стратегии, которая была на момент вхождения инвестора. Компания по-прежнему планирует расширять сферу своей деятельности в медицине, клиника остается акушерско-гинекологическим центром. Существует уже сформировавшаяся философия развития клиники, идеологом и архитектором которой являлся и ныне является пациент.
22 года назад первые пациенты получили в клинике долгожданную помощь в виде искусственного оплодотворения, и уже тогда у них появились вопросы: а что же дальше? Таким образом, возникла необходимость отвечать на этот вопрос, давать какие-то рекомендации. А для коллектива клиники давать рекомендации — означает брать на себя ответственность за здоровье тех людей, которые будут их выполнять. Было принято решение заниматься ведением беременных. Затем эволюционно процесс продолжался, появилась необходимость в создании полноценного родильного дома. В 2004 г. клиника была структурирована в том виде, в котором она существует сейчас, — уникального медицинского комплекса с европейским уровнем обслуживания. Он включает в себя все необходимое для наступления беременности, ее сохранения и защиты малыша в первые часы и дни жизни. Использование самого современного оборудования и передовых технологий позволяет оказывать высокоэффективную медицинскую помощь практически во всех направлениях женского здоровья.
Масштабность «ISIDA» подтверждается площадью, количеством сотрудников и предоставляемыми медицинскими услугами. Совокупно в медицинских центрах работают около 600 человек. Этот показатель свидетельствует о том, что «ISIDA» является наиболее крупной специализированной частной клиникой по численности персонала в Украине.
Вопросы, задаваемые пациентом сегодня, касаются оказания педиатрической помощи. С этой целью 3 года назад в клинике стартовал пилотный проект «Патронатная педиатрическая служба», который включает сопровождение новорожденного в возрасте до 1 года (преимущественно на дому).
Пилотный проект педиатрической службы в виде поликлиники появится скорее всего уже в текущем году. Речь идет о полноценной детской поликлинике, которая будет принимать детей в возрасте от 1 года до 18 лет. Однако владельцы и руководство клиники уверены, что без полноценной стационарной помощи пакет предоставления педиатрических услуг будет неполным. Поэтому планируется в самые сжатые сроки выйти на готовность открытия комплексного педиатрического центра, включающего стационар и инфекционное боксированное отделение.
Социальные программы также представлены в клинике. На сегодняшний день это предоставление бесплатных услуг для определенных категорий населения, в ближайшем будущем планируется реализация еще двух социальных проектов:
1. Программа региональной помощи. «ISIDA» вместе с управлениями здравоохранения в региональных администрациях будет предоставлять бесплатную помощь во всех областях Украины в лечении бесплодия тем, кто в ней нуждается, мечтает о ребенке, но не может оплатить.
2. Здоровье девочки. Это бесплатный первый профилактический осмотр школьниц. Речь идет о том, что, получая первый опыт общения с акушером-гинекологом в рамках обязательных осмотров, регламентируемых Министерством здравоохранения (МЗ) Украины, некоторые девочки получают стресс и надолго теряют доверие к сфере акушерства и гинекологии как таковой. Нельзя допустить, чтобы девочка после первого осмотра испугалась на всю жизнь.
В. Зинченко отметил, что качество предоставления медицинских услуг в клинике подтверждено международным сертификатом качества ISO 9001, который получен в 2006 г., и с тех пор ежегодно подтверждается аудитом, проводимым экспертами из Германии и Швейцарии. Это, по его словам, свидетельствует о соответствии требованиям ведущих европейских стран. Также о высоком уровне предоставляемых услуг говорит тот факт, что на лечение в клинику приезжают пациенты из 32 стран мира, и их количество с каждым годом растет.
Руководство пытается донести до всех сотрудников клиники, что заболевание и обращение за медицинской помощью, госпитализация и любые медицинские вмешательства — это в первую очередь стресс для пациента. Необходимо создать такие условия, чтобы он чувствовал себя в клинике, как у себя дома. Для этого необходимо лечить не только саму болезнь, но и оказывать помощь человеку. «ISIDA» — это прежде всего семья, которая окружает каждого пациента заботой и теплом, дарит возможность почувствовать счастье материнства, зарождения новой жизни.
Практически первостепенное значение уделяется в клинике «ISIDA» стандартизации оказания медицинской помощи. Для каждой ситуации разработаны локальные клинические протоколы, их утверждают и пересматривают на медицинском совете клиники, они полностью соответствуют действующим нормам и требованиям МЗ Украины и в то же время ориентированы на ведущий мировой опыт. Большое значение уделяется и контролю за выполнением требований стандартов. Для этого каждый месяц проводится внутренний аудит, время от времени приглашаются аудиторы из других компаний. В настоящее время есть задумки о получении другого, американского сертификата GCL.
На необходимости неукоснительного соблюдения в клинике локальных клинических протоколов сделал акцент и В. Козин. По его словам, любое назначение обязательно проходит фиксацию в медицинской карте — в бумажном и электронном виде. В конечном итоге, при обнаружении отклонения от протокола его обязательно разбирают на медицинском совете, и врач должен доказать необходимость данного назначения, иначе он был обязан строго следовать протоколу. Докладчик также сообщил, что локальные протоколы регулярно пересматриваются и обновляются в соответствии с лучшими практиками и запросами пациентов.
Генеральный директор также поделился опытом того, как в клинике решена проблема мотивации более опытных, старших специалистов передавать свои знания и навыки молодым врачам. Ведь ни для кого не секрет, что в государственных и коммунальных больницах, где уровень дохода врача во многом зависит от благодарности пациентов, так называемых теневых платежей, опытные хирурги, например, зачастую не заинтересованы учить молодое поколение во избежание возможной конкуренции. В клинике «ISIDA» существует коллективная мотивация на отделение. Если молодой доктор не будет под присмотром заведующего и лидеров во время лечебного процесса, если они его не будут страховать, то любой изъян и любая проблема, возникшая по вине врача, грозит всему коллективу существенной потерей доходов. То есть премии лишается не конкретный сотрудник, а все отделение. В таких условиях коллектив либо избавится от такого сотрудника, либо будет его интенсивно учить и страховать его действия.
Завершая встречу, В. Козин отметил, что миссия клиники «ISIDA» сегодня — на своем примере показать рынку и всей системе здравоохранения, как можно работать честно по отношению и к клиенту, и к себе. На его взгляд, в Украине не только в медицине, а вообще в жизни надо научиться говорить правду. Наше общество уже многие годы настолько спокойно оперирует ложью, во всем обиходе столько неправды, что честность стала очень большим дефицитом. В Украине коррупция полностью укоренилась в таких сферах, как здравоохранение и образование, а ведь это те сферы, которые отвечают за физическое и моральное здоровье нации.
Поэтому любые преобразования в медицине необходимо начинать с того, чтобы честно и открыто сказать себе и всем гражданам, какой объем медицинской помощи государство в состоянии гарантировать, какой возьмут на себя страховые компании, а в каком случае пациенту следует рассчитывать на свои возможности. Это повысит ответственность пациентов за свое здоровье, а при отсутствии откатов и теневых платежей — и эффективность использования бюджетных средств.
По мнению В. Зинченко, основным необходимым условием для успешных преобразований в любой системе здравоохранения, будь то частная клиника или государственное учреждение, является изменение менталитета людей, переориентация на интересы пациента и любовь к людям. Именно это и является основой успешного развития клиники «ISIDA» вне зависимости от экономической и социально-политической ситуации, которая складывалась в стране.
Александр Устинов,
фото Сергея Бека
и предоставленные клиникой «ISIDA»