24–25 октября 2013 г. в Харькове состоялась Научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы физиологии, патологии и организации медицинского обеспечения детей школьного возраста и подростков», организованная ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины». Особое внимание во время работы конференции было уделено вопросам ранней диагностики и профилактики различных заболеваний как одной из важных составляющих здоровья детей.
Открыл работу конференции профессор Николай Коренев, заслуженный деятель науки и техники Украины, директор ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», который в своем выступлении остановился на некоторых медико-социальных проблемах здоровья детей школьного возраста и подростков. К факторам риска, оказывающим негативное влияние на здоровье ребенка, относят внешнесредовые (атмосферный воздух, вода, грунт, антропогенные факторы среды) и социальные факторы (социально-экономическая ситуация, образ жизни и др.).
В структуре распространенности детских болезней в Украине по-прежнему лидируют заболевания органов дыхания, органов пищеварения, глаз, эндокринной системы, кожи и подкожной клетчатки, опроно-двигательного аппарата, нервной системы, инфекционные и паразитарные болезни, а также травмы и отравления. В частности, к факторам образа жизни, повышающим риск развития заболеваний органов дыхания, относят курение в помещении, где присутствует ребенок, недостаточное его пребывание на свежем воздухе; к факторам образа жизни, повышающим риск развития заболеваний органов пищеварения — нарушения режима и рациона питания. Большую роль играет активность родителей в отношении медицинского контроля состояния здоровья детей. В последнее время зачастую наблюдается безответственное медицинское поведение со стороны родителей. Так, для 41% детей характерно периодическое недолечивание, пренебрежение родителей рекомендациями врача; лишь 59,1% родителей считают необходимым закончить курс лечения, назначенный врачом. Докладчик также отметил, что большинство родителей (82,6%) не обращаются к врачу для прохождения детьми профилактических осмотров, 55,7% обращаются при первых симптомах заболевания, 22,7% — лишь при появлении серьезных изменений в состоянии здоровья.
Сегодня есть все основания полагать, что вклад школьно-средовых факторов в формирование здоровья увеличился, поскольку в структуре нарушений здоровья школьников доминируют нарушения и заболевания, которые относят к школьно обусловленным, в частности нервнопсихические и вегетативные расстройства, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, органа зрения, функциональные отклонения и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. При этом установлено, что непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся оказывают факторы внутришкольной среды — интенсификация учебного процесса, использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу, уменьшение возраста начала школьного обучения, его гиподинамический характер, несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности в учебном заведении, плохая организация школьного питания, проведение физического воспитания без учета уровня здоровья.
По мнению Н. Коренева, существующая система управления здоровьем населения требует идеологических и методологических реформ, гармонизации с международным законодательством, где основными направлениями оптимизации работы являются:
- инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
- уменьшение бремени основных неинфекционных и инфекционных болезней;
- укрепление систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, и потенциала общественного здравоохранения, включая поддержку готовности к чрезвычайным ситуациям, и потенциала для осуществления мер профилактики;
- создание благоприятных условий среды и обеспечение устойчивости местных сообществ.
Профессор Ирина Калиниченко, заведующая кафедрой спортивной медицины и валеологии Института физической культуры Сумского государственного педагогического университета имени А.С. Макаренко, обратила внимание слушателей на проблемы определения приоритетных направлений профилактической медицины. В детском возрасте происходит формирование и развитие организма, функциональные и гормональные перестройки, и именно это обеспечивает специфичность реакции ответа на неблагоприятные факторы риска, проявляющейся в функциональных нарушениях или развитии патологии. Согласно статистическим данным, функциональные отклонения в деятельности разных систем организма регистрируют у 50%, функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы — у 26,6%, заболеваний органов пищеварения — у 17%, эндокринной системы — у 10,2% детского населения.
И. Калиниченко представила динамику заболеваемости и распространенности заболеваний среди детского населения Сумской области. Так, распространенность патологии среди детей в возрасте до 14 лет составляет 10,05%, подростков в возрасте 15–17 лет — 9,51%, при этом «накопление» хронической патологии значительно отличается (если в детском возрасте этот показатель составляет 7,97%, то среди подростков — 37,63%).
Анализ данных статистических показателей позволил выделить основные задачи профилактической медицины, среди которых приоритетными являются:
- формирование межсекторального подхода в проведении профилактических мероприятий для ликвидации негативного влияния социальных детерминант здоровья;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
- формирование ответственного отношения каждого человека к собственному здоровью;
- формирование системы общественного здоровья;
- внедрение мероприятий по реабилитации;
- мотивация населения к здоровому образу жизни;
- осуществление контроля течения заболеваний и предотвращение их негативных последствий;
- внедрение мероприятий по профилактике и раннему выявлению заболеваний.
Татьяна Проскурина, доктор медицинских наук, заведующая отделением психиатрии ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», коснулась вопросов девиантного поведения у детей школьного возраста, отметив 4 основных типа поведения — антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное и аутоагрессивное. Вариантами девиантного поведения могут быть депрессия, суицидальное поведение, табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркотиками, нарушение пищевого поведения, сверхценные психологические увлечения, аномалии сексуального поведения и др.
Факторами риска формирования девиантного поведения у подростков- школьников являются уровень эмансипации, внутриличностные характеристики, психологическая склонность к делинквентности, конфликты с родителями, умеренные проявления церебрально-органической патологии, клинико-психопатологический симптомокомплекс тревожности, группирование со сверстниками, невропатия в раннем возрасте, наличие неполной семьи, низкий материальный уровень обеспеченности семьи.
Докладчик представила интегрированную модель профилактики девиантного поведения у подростков, включающую психопрофилактический, психодиагностический модули, и определение варианта девиантного поведения, отметив, что данная модель может быть реализована только в условиях взаимодействия медицинской, психологической и социальной службы.
Т. Проскурина подчеркнула, что для совершенствования системы охраны психического здоровья детей и подростков необходимо:
- создание службы раннего вмешательства в системе детских поликлиник для профилактики психических нарушений у детей;
- повышение психиатрической грамотности педиатров, педагогов, родителей, населения в целом;
- внедрение в практику врача общего профиля скрининг-тестов диагностики психических расстройств;
- организация центров медико-психологической реабилитации для детей с психическими расстройствами и их родителей;
- введение должности детского психотерапевта в номенклатуру врачебных специальностей;
- развитие медицинской психологии, увеличение роли медицинского психолога в охране психического здоровья школьников;
- обучение детей и подростков принципам здорового образа жизни.
Елена Бордюгова, доцент кафедры педиатрии факультета последипломного образования Донецкого национального медицинского университета имени Максима Горького, рассказала об особенностях психовегетативного синдрома у детей и его влиянии на качество жизни. Значительная распространенность вегетативных дисфункций (20–30% детского населения) обусловлена негативным воздействием на организм факторов окружающей среды. Наиболее часто у детей наблюдают астенический синдром органической или функциональной природы, сопровождающийся аномальной спонтанной слабостью (вялостью), возникающей без нагрузки, длительно продолжающейся и не проходящей после отдыха.
По словам докладчика, тревожные расстройства отмечают у 35% детей в возрасте до 5 лет и у 75% подростков; депрессию — у 5% детей в возрасте до 10 лет и у 40% подростков. В Украине каждые два дня совершает самоубийство один ребенок.
Различные стрессовые воздействия нарушают соотношение возбуждения и торможения, в первую очередь в вестибулярном отделе центральной нервной системы, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимоотношений вегетативной нервной системы и проявляется в нарушении функций различных органов и систем у ребенка. При психовегетативном синдроме, как правило, беспокоит головная боль, головокружение, тремор, вздрагивание. Возможны кардиалгия, нарушения ритма сердца, колебание уровня артериального давления, тошнота, рвота, сухость во рту, метеоризм, запор, диарея. Изменения со стороны легких могут проявляться нехваткой дыхания, глубокими вдохами, ощущением кома в горле. Нередко у таких детей отмечают полиурию и энурез.
Комплекс лечения детей с вегетативной дисфункцией включает: лечебно-охранительный режим с продолжительностью ночного сна в соответствии с возрастом и обязательным дневным отдыхом, обогащение рациона питания продуктами, содержащими калий, кальций, магний, групповой психотренинг, массаж головы и воротниковой зоны или точечный самомассаж в домашних условиях, контрастный душ с последующим растиранием махровым полотенцем, электрофорез, прием витаминно-минеральных комплексов.
Об оказании медико-социальной помощи подросткам шла речь в выступлении Ларисы Страшок, профессора кафедры подростковой медицины Харьковской медицинской академии последипломного образования. Она отметила, что подростки являются группой пациентов, нуждающихся в услугах, отличных от таковых, оказываемых детям и взрослым, поскольку они более уязвимы к болезням, связанным со взрослением, их рискованное поведение часто приводит к безответственности в половых отношениях, аддиктивным явлениям, травматизму. Сегодня основными информационными источниками для молодежи по вопросам репродуктивного здоровья являются друзья и половые партнеры (для 52 и 42% юношей и девушек соответственно), семья (для 10 и 35% юношей и девушек соответственно), медицинские работники (для 6 и 12% юношей и девушек соответственно). При этом 80–90% подростков считают ответственными за свое здоровье лишь самих себя, 60–65% нуждаются в предоставлении информации о здоровье.
Часто медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу населения, не нуждающуюся в приоритетных мерах, оказывая им минимум услуг по сравнению с детьми и взрослыми и не учитывая специфических нужд данной возрастной группы. В свою очередь, молодые люди считают, что поликлиники не могут удовлетворить их потребности, и не доверяют им. Таким образом, подросткам необходима комплексная медико-социальная помощь, а не решение отдельных медицинских вопросов. Сложность проблемы состоит, с одной стороны, в том, что сами подростки недооценивают состояние своего здоровья и часто отказываются от обследования и лечения, с другой стороны, большинство врачей различных специальностей не владеют вопросами физиологии и патологии подросткового возраста. Поэтому возникает необходимость создания таких медицинских служб, доброжелательных к подросткам, которые бы четко реагировали на их нужды и эффективно удовлетворяли их, опираясь на права людей молодого возраста.
В настоящее время в Украине функционируют 123 Клиники, дружественные к молодежи, информационно-ресурсные центры (в Киеве и Севастополе), оказывающие комплексную медико-психолого-социальную помощь по проблемам сохранения здоровья, обусловленным спецификой подросткового возраста. Реализацией их идеологии является оказание помощи подросткам и молодежи через понимание их проблем, совместный поиск путей изменения поведения, направленных на сохранение здоровья. Л. Страшок отметила, что такие клиники не являются альтернативой и призваны не заменить уже имеющиеся службы, например детские поликлиники, а дополнить их в достижении единой цели — обеспечения здоровья молодого поколения.
Большой интерес участников конференции вызвал доклад профессора Людмилы Богмат, заведующей отделением кардиоревматологии ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины», посвященный адаптационным возможностям сердечно-сосудистой системы у школьников. Она отметила, что в популяции современных школьников лишь 10% не имеют каких-либо отклонений в состоянии здоровья, что подразумевает гармоничное физическое развитие, хорошие адаптационные возможности (в том числе сердечно-сосудистой системы) и психоэмоциональный потенциал. В структуре заболеваемости детей и подростков чаще регистрируют функциональные расстройства со стороны различных органов и систем, реабилитация и профилактика прогрессирования которых требуют включения комплекса физических нагрузок, обладающих должным оздоровительным эффектом. Дети с различными хроническими заболеваниями также нуждаются во включении в комплекс реабилитационных мероприятий физических упражнений с необходимостью регламентирования их по структуре и дозе.
Педиатрам, семейным врачам по отношению к школьникам приходится решать несколько задач, в частности определение медицинской группы для занятий физической культурой, возможности участия школьника в соревнованиях, посещения детско-юношеской спортивной школы. Для этого необходимо иметь представление об адаптационном потенциале ребенка.
Для диагностики функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста применяют такие методы, как клиноортостатическая проба, проба с динамической нагрузкой (проба Руфье, тредмил, тест 6-минутной ходьбы, велоэргометрия, стресс- эхокардиография и др.), пробы с изометрической нагрузкой, медикаментозные пробы.
В настоящее время для контроля за физическими нагрузками в школе действует приказ Министерства здравоохранения Украины от 20.07.2009 г. № 518/674 «Об обеспечении медико-педагогического контроля за физическим воспитанием учеников в общеобразовательных учебных заведениях», предусматривающий проведение пробы Руфье для оценки функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. В зависимости от результатов пробы детей распределяют на медицинские группы для занятий физической культурой. Так, в основную группу входят здоровые дети, имеющие гармоничное высокое или среднее развитие с высоким или выше среднего уровнем функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье <3 и 3–6). В подготовительной группе должны заниматься дети в реабилитационный период после перенесенных острых заболеваний, не нуждающиеся в занятиях лечебной физкультурой со средним уровнем функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье 7–9). В специальную группу определяют детей с низким или ниже среднего уровнем функционально-резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Докладчик обратила внимание на то, что к результатам пробы Руфье не следует относиться однозначно, поскольку ее расчет проводят без учета возраста, пола, физического и полового развития ребенка. В то же время клиноортостатическая проба позволяет оценить изменения уровня систолического и диастолического артериального давления, частоты сердечных сокращений при переходе ребенка из горизонтального положение в вертикальное.
При решении вопроса о допуске ребенка к занятиям спортом и участию в соревнованиях учитывают вид спорта, интенсивность нагрузок ввиду возможного развития жизнеугрожающих состояний.
В ходе работы конференции также было уделено внимание проблемам табакокурения, рационального питания детей и подростков, профилактике заболеваний органов пищеварения, эндокринной патологии, ожирения, боли в спине, нарушениям функции репродуктивной системы у девочек и др. Закончилась конференция подведением итогов работы и принятием резолюции.
Марина Колесник,
фото автора