Заболевания органов дыхания в различных профессиональных группах плавсостава

28 серпня 1999
4442
Резюме

Заболевания органов дыхания занимают первое-второе места среди причин первичного обращения в судовые амбулатории, особенно работников сухогрузного и технического флота. В течение 1992–1996 гг. выявлена устойчивая тенденция роста удельного веса хронического бронхита в структуре первичной и общей заболеваемости. Исследована корреляционная зависимость между частотой и формой заболевания и такими факторами, как пол, возраст, стаж работы на флоте, тип судна.

ВВЕДЕНИЕ

Высокий уровень распространенности хронического бронхита (ХБ) в мире, устойчивая тенденция роста заболеваемости и смертности, экономический ущерб дают основания считать это заболевание одной из наиболее социально значимых медицинских проблем современности (Путов Н.В., 1991; Голева О.П., Ветков В.И., 1995; Чучалин А.Г., 1996, 1997; Фещенко Ю.И., 1997, 1998; Siafakas N.M. et al., 1995).

Результаты проведенных эпидемиологических исследований как в нашей стране, так и за рубежом, подтверждают важную роль неблагоприятных факторов внешней среды (запыленность, загазованность, резкие перепады температуры и др.) в развитии ХБ (Кундиев Ю.В., Краснюк Е.П., 1990; Величковский Б.Г., 1992; Краснюк Е.П., 1998; Курило С.Н., 1998), в связи с чем эта нозологическая форма отнесена к числу профессиональных заболеваний. Имеющиеся в литературе данные (Мацевич Л.М., 1986; Войтенко А.М., Шафран Л.М.,1989; Лобенко А.А., Асмолов А.К., 1991) свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы и у работников транспорта.

Заболеваемость плавсостава интегральный показатель влияния специфических факторов судовой среды обитания (Мацевич Л.М., 1986). По данным литературы, 10% плавсостава в возрасте 30 45 лет по состоянию здоровья признают полностью или частично непригодными к дальнейшей работе на судах. Условия, степень напряженности, тяжести и вредности производства способствуют формированию определенной деятельности респираторной и нереспираторной функции легких с помощью различных механизмов гомеостаза. Как известно, длительное физиологическое напряжение приводит к развитию прогрессивно нарастающего утомления, что проявляется снижением показателей функциональной активности и работоспособности человека. В подобных случаях И.А. Сапов и А.С. Солодков (1981) отмечают возникновение у моряка кумулятивного утомления, что приводит к развитию заболеваний различных органов и систем, в том числе органов дыхания.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами изучена заболеваемость ХБ среди плавсостава. Проведено ретроспективное эпидемиологическое изучение амбулаторных карт 246 больных, состоящих на диспансерном учете в поликлинике плавсостава, рейсовых отчетов судовых врачей, отчетов отдела судового медицинского персонала, статистических карт 250 пациентов, выписанных из стационара Черноморской центральной бассейновой клинической больницы на водном транспорте с 1992 по 1996 г.

Статистическую обработку данных проводили методом корреляционного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Патология органов дыхания занимает первое-второе место среди причин первичного обращения в судовые амбулатории, чередуясь с травмами и заболеваниями органов пищеварения (табл.1).

Таблица 1

Место и удельный вес заболеваний органов дыхания как причины первичного обращения в судовые амбулатории с 1992 по 1996 г. (по данным рейсовых отчетов судовых врачей)

При этом число первичных обращений по поводу болезней органов дыхания в течение 5 лет увеличилось с 36% в 1992 г. до 51,1% в 1996 г. Аналогичная тенденция отмечена при изучении структуры первичной и общей заболеваемости плавсостава. Заболевания органов дыхания составили 28,1%, травмы 18,3%. Отмечено увеличение числа пациентов с первично выявленными заболеваниями органов дыхания с 967,6 на 10 000 населения в 1992 г. до 1119,6 в 1996 г. Удельный вес ХБ в 1992 г. увеличился с 22,5 до 31,6%, в 1996 г. с 23,2 до 34% (табл. 2).

Таблица 2

Структура первичной заболеваемости плавсостава с 1992 по 1996 г. (на 10 000 населения)

В структуре общей заболеваемости плавсостава патология органов дыхания занимает второе место (16,7%), первое (32,1%) системы кровообращения, причем сохраняется тенденция к ее росту с 990,8 на 10 000 населения в 1992 г. до 1123,6 в 1996 г., в том числе и ХБ соответственно с 23,2 до 34,1 (табл. 3).

Таблица 3

Патология органов дыхания в структуре общей заболеваемости плавсостава с 1992 по 1996 г. (на 10 000 населения)

Основными критериями заболеваемости являются число случаев и дней нетрудоспособности. Отмечено преобладание заболеваний органов дыхания среди всех регистрируемых нозологических форм 36,7% (по числу случаев) и 25,8% (по числу дней нетрудоспособности). Преимущественно диагностируют острые респираторные вирусные инфекции (24,5%), пневмонию (15,5%), бронхит (18,3%), а также острый фарингит и тонзиллит, составляющие по числу случаев в общем удельном весе 7%.

Установлено, что распространенность патологии и показатель заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, резко отличаются в различных профессиональных группах.

Наибольшее число заболеваний органов дыхания зарегистрировано у судомехаников (48,7%), лиц судоводительских профессий (47,5%), мотористов (44,2%), матросов (39,7%).

Исследована корреляционная зависимость между частотой заболевания и такими факторами, как пол, возраст, стаж работы на флоте и тип судна. На заболеваемость плавсостава влияют условия труда и отдыха на судах в целом, специфика профессии и возраст. Выявлена высокая степень корреляции между частотой возникновения ХБ, возрастом пациента (r=0,6) и стажем его работы на флоте (r=0,5). Установлено, что патология органов дыхания, в частности ХБ, развивается в 1,6 раза чаще у мужчин старше 50 лет, деятельность которых связана с физическим трудом. При этом хронический необструктивный бронхит (ХНБ) одинаково часто диагностировали у судомехаников и судоводителей (21,1 и 25,5% соответственно), хронический обструктивный бронхит (ХОБ) в 2 раза чаще у лиц физического труда (рядового состава палубной и машинной команд).

ХБ наиболее часто (22%) обнаруживали у специалистов, стажировавшихся преимущественно на судах технического флота, у работников сухогрузного флота этот показатель был в 2 раза выше, что, несомненно, отражает специфику труда этой категории плавсостава постоянный контакт с вредными химическими веществами и влияние других факторов судовой среды обитания.

Таким образом, патология органов дыхания, в том числе и ХБ, одна из социально значимых проблем, для решения которой необходимо применение новых, доступных и недорогих средств ранней диагностики, лечения и профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

  • Величковский Б.Г. (1992) Проблема профессиональных и экологически обусловленных заболеваний органов дыхания. Гигиена и санитария, 5: 46 49.
  • Войтенко А.М., Шафран Л.М. (1989) Гигиена обитаемости морских судов. Киев, 136 с.
  • Голева О.П., Ветков В.И. (1995) Медико-социальные аспекты смертности взрослого населения от хронического бронхита. 5-й Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Москва, с. 131.
  • Краснюк Е.П. (1998) Пылевые заболевания легких у рабочих промышленного производства Украины. Укр. пульмонол. журн., 4: 1316.
  • Курило С.Н. (1998) Некоторые возможности ранней диагностики хронического бронхита у работников гранитных карьеров. Укр. пульмонол. журн., 4: 1718.
  • Лобенко А.А., Асмолов А.К. (1991) Компенсаторно-приспособительные механизмы у моряков. Киев, 184 с.
  • Мацевич Л.М. (1986) Охрана здоровья моряков. Транспорт, Москва, 156 с.
  • Путов Н.В. (1991) Хронический бронхит: спорные и нерешенные вопросы. Пульмонология. Всесоюз. межвед. сб., Москва, 1: 915.
  • Кундиева Ю.И., Краснюк Е.П. (1990) Пылевой бронхит. Здоровья, Киев, 152 с.
  • Сапов И.А., Солодков А.С. (1981) Состояние функций организма и работоспособность моряков. Медицина, Москва, 192 с.
  • Фещенко Ю.І. (1997) Сучасні проблеми пульмонологів. Укр. пульмонол. журн., 2: 38.
  • Фещенко Ю.И., Яшина Л.А. (1998) Хронический обструк тивный бронхит. Лікування та діагностика, 3: 2731.
  • Чучалин А.Г. (1996) Патология органов дыхания у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Терапевт. арх., 3: 57.
  • Чучалин А.Г. (1997) Биологические маркеры бронхиальной астмы и хронического бронхита. Пульмонология, 3: 56.
  • Siafakas N.M., Vermeire P., Pride N.B. et al. (1995) Optimal assessment and management of chronic obstructive pulmonary disease (COPD). A consensus statement of the European Respiratory Society (ERS). Eurор. Respir. J., 8: 13981420.
>ЗАХВОРЮВАННЯ ОРГАНІВ ДИХАННЯ В РІЗНИХ ПРОФЕСІЙНИХ ГРУПАХ ПЛАВСКЛАДУ

Лобенко Анатолій Олександрович, Бобрик Л М, Опарина Т П, Окатьєва Н А, Філіпова О А

Резюме. Захворювання органів дихання займають перше-друге місця серед причин первинного звернення до суднових амбулаторій, особливо серед працівників сухогрузного та технічного флоту. Протягом 1992–1996 рр. виявлена стійка тенденція зростання питомої ваги хронічного бронхіту в структурі первинної та загальної захворюваності. Досліджена кореляційна залежність між частотою та формою захворювання і такими чинниками, як стать, вік, стаж роботи на флоті, тип судна.

Ключові слова: патологія органів дихання, захворюваність, плавсклад, професійні групи

>RESPIRATORY SYSTEM DISEASE IN DIFFERENT PROFESSIONAL GROUPS OF SEAFARERS

Lobenko Anatoly A, Bobrik L M, Oparina T P, Okatieva N A, Filippova H A

Summary. Respiratory system diseases are socially important for seafarers. They occupy the I-II places in the structure of the first appeal to the ship ambulance. It is the most important for the persons who work at the dry cargo and special vessels In 1992–1996 it was revealed the stable growth tendency of chronic bronchitis percentage in the structure of incidence and prevalence rates. Correlation was revealed between frequency of the diseases and gender, age, length of service at vessels, type of vessel.

Key words: respiratory system pathology, incidence, seafarers, professional groups

Адрес для переписки:

Лобенко Анатолий Александрович
270049, Одесса, ул. Судостроительная, 1
Государственное предприятие Украинский НИИ морской медицины.