Открыл работу конференции Николай Коренев, доктор медицинских наук, профессор, директор ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков НАМН Украины» (далее — Институт) (Харьков). Он отметил, что конференция посвящена не конкретным заболеваниям, которые имеют место в педиатрии, а качеству жизни (КЖ) как интегральному понятию, включающему не только физическое, психологическое, социальное благополучие, но и то, как человек воспринимает окружающую среду, и как он себя в ней чувствует.
В продолжение выступления Н. Коренев представил вниманию слушателей доклад, посвященный медико-социальным основам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Ведущей тенденцией развития современного подрастающего поколения является ухудшение состояния здоровья. Стабильно возрастает как заболеваемость, так и распространенность заболеваний. В структуре заболеваний ведущее место занимают патология органов дыхания, болезни органов пищеварения, эндокринная патология.
В последние годы также возросла смертность среди подростков вследствие несчастных случаев, ДТП, суицида, травм, отравлений. Большинство причин смерти связано не с конкретными заболеваниями, а с низкой ценностной ориентацией на свое здоровье.
Ухудшение состояния детей связано с различными причинами, среди которых социально-экономическая нестабильность общества, экологические проблемы, недостаточная материально-техническая база и несовершенная структура системы охраны здоровья, отсутствие санитарно-гигиенических навыков у детей и подростков, отсутствие у них приоритетной направленности на здоровье и мотивации к здоровому образу жизни. Кроме того, негативное влияние на здоровье подрастающего поколения оказывает повышение нагрузки и нервно-психического напряжения, несоответствие системы физического воспитания современным особенностям физического развития и динамики физической подготовленности детей, а также нерациональное питание.
Как отметил Н. Коренев, основным фактором риска заболеваемости и смертности среди молодежи является употребление алкоголя и табака. Уже в младшей школе до 30% мальчиков и до 15% девочек пробуют курить. В средней школе начинается интенсивное употребление алкоголя. А на момент окончания учебного учреждения более 70% учащихся имеют опыт курения, 90% — употребления алкогольных напитков и не менее 5% — употребления наркотических веществ. Докладчик подчеркнул, что только при наличии грамотной комплексной профилактики вредных привычек можно уменьшить их распространение. А вот в случае неквалифицированного, формального подхода к подаче материала или отсутствия какой-либо системы влияния, наоборот, отмечается рост вредных привычек, несмотря на профилактическую работу.
Со слов Н. Коренева, пути решения медико-социальных проблем формирования здоровья детей и подростков следующие:
- внедрение государственной политики по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
- создание условий для возобновления потенциала здоровья подрастающего поколения страны;
- обеспечение детей и подростков доступной, необходимой медицинской помощью;
- создание системы мониторинга здоровья школьников с учетом влияния на его формирование факторов окружающей среды;
- обеспечение условий для сознательного и бережливого отношения школьников к собственному здоровью;
- усиление мероприятий первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний;
- усовершенствование диспансерного наблюдения детей всех возрастных групп;
- обеспечение научной базы внедрения в медицинское обеспечение детей и подростков в соответствии со стандартами мирового уровня;
- создание единой информационной системы медицинской, педагогической и психологической информации по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей с учетом влияния факторов окружающей среды.
Об актуальности и значимости исследования КЖ в современной медицине участникам конференции рассказал Виктор Огнев, профессор, заведующий кафедрой социальной медицины, организации и экономики охраны здоровья Харьковского национального медицинского университета. Он подробно коснулся истории развития понятия КЖ, отметив, что в Украине первые научные работы о КЖ стали публиковаться в 2000 г., тогда же коллективом кафедры социальной медицины ХНМУ разработаны первые отечественные методики оценки КЖ у детей, которые были закреплены патентами.
Толчком для оценки КЖ как предмета научного исследования стали объективные процессы, происходящие в системе здравоохранения, прежде всего это изменение структуры заболеваемости, когда подавляющее большинство являются хроническими больными, которые не могут быть излечимы и нуждаются хотя бы в улучшении КЖ. А также — это уважение моральной автономии и прав пациента, его сознательный выбор при лечении.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единых стандартов, критериев для изучения оценки КЖ.
Поскольку в определении уровня КЖ присутствуют субъективные компоненты, то основным методом его изучения является анкетный. Для этого разрабатываются опросники. Сам процесс составления опросников довольно сложный и деликатный, в связи с чем институт MAPI (MAPI Research Institute), основной задачей которого является поддержка и развитие международного сотрудничества в области исследовательских инициатив по изучению КЖ, выдвинул ряд требований к качеству опросников КЖ.
Опросники должны быть универсальными, надежными, чувствительными, воспроизводимыми, простыми в использовании, стандартизированными и достоверными.
Все известные опросники по КЖ на сегодняшний день можно разделить на две группы:
1) общие (неспецифические) опросники — Краткая форма оценки медицинских последствий («Medical Outcomes Study 36-Item Short Form Health Survey» (SF-36)), Профиль влияния заболевания («Sickness Impact Profile» (SIP)), Ноттингемский профиль здоровья («Nottingham Health Profile» (NHP)), Оценка качества благополучия («Quality of Well-Being Scale» (QWB));
2) специальные (специфические) опросники — Опросник Европейской организации исследования и терапии рака, Качество жизни у хронических психиатрических больных, Миннесотский опросник — Жизнь с сердечной недостаточностью, Шкала качества жизни при диабете и др.
Общие опросники предназначены для оценки КЖ как здоровых, так и больных независимо от заболевания, а специальные — разработаны для пациентов с конкретными заболеваниями.
Следует отметить, что общие опросники недостаточно чувствительные, они часто дают большую ошибку, за счет этого снижается достоверность. Поэтому всегда при разработке и использовании общих опросников необходимо учитывать цель, специфику и направление оценки КЖ. Важно помнить, что опросник по КЖ ни в коем случае не оценивает тяжесть заболевания, он отражает то, как пациент переносит свое заболевание.
В. Огнев подчеркнул, что КЖ может широко использоваться в системе здравоохранения, в частности, для установления более точного диагноза, правильного выбора тактики ведения больного, определения эффективности различных методов лечения, при разработке медико-социальных программ на национальном и региональном уровнях. Кроме того, КЖ необходимо использовать в информационно-аналитической работе для оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений, а также в научно-исследовательской работе для определения влияния заболеваний на субъективное ощущение благополучия человека.
Татьяна Ефименко, заместитель начальника Главного управления здравоохранения Харьковской областной государственной администрации, рассказала участникам конференции о современных подходах к медико-социальной реабилитации, которые были внедрены на территории Харьковского региона в областных домах ребенка.
До 2010 г. в Харьковской области не было реабилитационных центров, в которых дети-инвалиды, дети с заболеваниями нервной системы и другими патологиями смогли бы получить квалифицированные услуги по медико-социальной реабилитации. Несмотря на то что в последние годы количество детей в домах ребенка уменьшалось (соответственно уменьшалось и количество коек), удельный вес детей-инвалидов, к сожалению, постоянно увеличивался. Поэтому очень остро стояла проблема реабилитации данной категории детей.
Материально-техническая база в домах ребенка области была организована на достаточно высоком уровне, поэтому и было принято решение создать на базе этих четырех домов ребенка группы медико-социальной реабилитации.
Все дома ребенка были структурированы. Областной специализированный дом ребенка № 1 взял на реабилитацию детей с органическими поражениями центральной нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития. Областной дом ребенка № 2 — дом ребенка, в котором пребывали раньше здоровые дети, поэтому сюда попали дети с генетическими и хромосомными нарушениями, нарушениями обмена веществ и педагогической запущеностью. Областной дом ребенка № 3 взял на реабилитацию детей с хроническими заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения и органов пищеварения. А Областной специализированный дом ребенка «Зеленый гай» — детей с органическими поражениями центральной нервной системы, врожденными пороками развития, и детей, рожденных от ВИЧ-ифицированных матерей.
В основу реабилитационной модели дома ребенка была положена модель раннего вмешательства (Early Intervention), в которой особое внимание уделяется ориентации на потребности ребенка и семье, комплексности и семейно-центрированному подходу.
Существует четыре варианта занятий в данных группах:
- круглосуточное пребывание ребенка с родителями;
- круглосуточное пребывание ребенка;
- дневное пребывание ребенка с родителями;
- дневное пребывание ребенка.
Период реабилитации — 30 дней с возможностью продления через лечебно-консультативные консультации домов ребенка до 90 дней, но не более чем три курса в течение года. Группы медико-социальной реабилитации рассчитаны на 6 человек. Питание и методы реабилитации для детей — бесплатные.
Услуги по медико-социальной реабилитации в прошлом году получили 167 детей, в нынешнем — 328. До конца года планируется оздоровить порядка 400 детей.
Ольга Бердник, доктор медицинских наук, заведующая лабораторией популяционного здоровья ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. О.М. Марзеева НАМН Украины» (Киев), отметила, что здоровье является не медицинской, а социальной категорией. Как любая социальная категория здоровье может характеризоваться, с одной стороны, количественными, а с другой — качественными показателями.
Говоря о количественных показателях, докладчик сказала, что такого резкого уменьшения количества населения как в Украине, не прогнозируется ни в одной из стран Европы. В нашей стране самые высокие показатели потери лет здоровой жизни, с каждым годом отмечается рост заболеваемости, особенно среди детского населения.
В последние годы ВОЗ рассматривает два пути медико-профилактического обеспечения населения (предупредительная медицина):
- профилактика заболеваний (Disease prevention) — охватывает мероприятия, направленные на предупреждение болезни, остановку развития болезни, уменьшение последствий в результате заболевания, а также на минимизацию факторов риска;
- укрепление здоровья (Health promotion) — процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем и его определяющими детерминантами, а также улучшить свое здоровье и КЖ.
Следует отметить, что, если целью профилактики является предупреждение конкретной болезни, то цель укрепления здоровья — увеличение резервов организма, его потенциала, тем самым противостояния развитию болезни. При профилактике рассматриваются целевые группы, являющиеся группами риска развития заболевания, либо группы, уже имеющие данное заболевание (вторичные, третичная профилактика). А для укрепления здоровья — абсолютно все население.
По словам докладчика, содействие укреплению здоровья — один из самых эффективных способов повышения здоровья будущих поколений, которое зависит от применения принципов укрепления здоровья сегодня.
О. Бердник отметила, что промоцию здоровья не следует отождествлять с санитарным просвещением, поскольку она включает как санитарное просвещение, так и социальную, политическую, экономическую, правовую и экологическую поддержку.
Далее Георгий Даниленко, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института (Харьков), в докладе подробно остановился на особенностях оценки КЖ у детей школьного возраста и подростков.
Современный подход к оценке результатов воздействия на здоровье ребенка включает две составляющие: клиническую и PRO-составляющую (patient-reported outcomes).
Г. Даниленко подчеркнул, что именно КЖ как интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального, социального функционирования ребенка, основанная на его субъективном восприятии, на сегодняшний день может и должна помочь решать проблемы сохранения и укрепления здоровья. При этом КЖ, связанное со здоровьем, структурируется различными составляющими. Например, основными функциями организма, что включает такие характеристики, как толерантность к физической нагрузке, выполнение ежедневной работы (деятельность), интеллектуальную деятельность; клиническим симптомокомплексом, связанным с основным или сопутствующим заболеванием и его лечением; психоэмоциональным состоянием, находящимся в прямой зависимости от патологического процесса, психологического контакта с врачом и обществом.
Специфика восприятия имеющихся проблем состояния здоровья ребенка — это комплексная проблема, связанная, прежде всего, с его функционированием, деятельностью ребенка в окружающей среде.
Исследования КЖ в педиатрии имеет ряд методологических особенностей. При оценке КЖ изучают две составляющие:
- self-report — оценка КЖ самими детьми (по достижении ими 5-летнего возраста);
- proxy-report — оценка КЖ детей их родителями, родственниками, учителями, врачами и т.д.
Важной спецификой оценки КЖ ребенком является одновременная комплексная оценка КЖ ребенком и его социальным окружением. Именно комплексный подход — наиболее значимый эффективный путь оценки КЖ у детей различного возраста.
В продолжение выступления Г. Даниленко представил участникам конференции результаты исследований, связанных с оценкой КЖ у детей. Он отметил, что последняя позволяет эффективно оценивать процесс адаптации ребенка в определенной среде.
Использование методики оценки КЖ как в детском, так и в подростковом возрасте является эффективным скрининговым методом, позволяющим оценить проблемы со здоровьем, проблемы восприятия этого здоровья, и то, как дети пытаются себя вести. Кроме того, КЖ необходимо использовать для оценки состояния здоровья и адаптации детей в социуме на различных уровнях: как в младшем школьном возрасте, так и в среднем, а также в старшем.
Продолжила работу конференции Ирина Калиниченко, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой спортивной медицины и валеологии Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренка, представившая результаты исследования социальной дееспособности подростков.
Основной социальной функцией для подростков является образование. На сегодняшний день учебный процесс характеризуется активным внедрением новых методов обучения с привлечением разнообразных технических приспособлений, программированного обучения. Все это влияет на повышение эффективности обучения и работоспособности подростков. Но в то же время интенсификация учебной деятельности, социально-гигиенические условия и способ жизни способствуют значительным психофизиологическим нагрузкам, что, в свою очередь, приводит к риску нервно-психической дезадаптации, увеличению психосоматической патологии и нарушению формирования социально дееспособной личности.
На социальную дееспособность подростков влияет ряд факторов, среди которых — организация учебного процесса, состояние здоровья, физическое развитие, психофизиологические особенности, личные качества и социально-бытовые факторы.
Во время исследования выяснено, что наибольший вклад в формирование социальной дееспособности имеют средний балл успеваемости, уровень мотивации, психофизиологический статус детей (зрительная память на числа). При этом такой показатель, как состояние здоровья составил всего лишь 3,7%. По словам докладчика, это объясняется тем, что на сегодняшний день среди подростков достаточно выражена патологическая врожденность. Поэтому положительно влиять на уровень социальной дееспособности состояние здоровья не может.
Игорь Сергета, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии Винницкого национального медицинского университета им. М.И. Пирогова, отметил, что составляющими КЖ является уровень психического, социального и физиологического благополучия.
Ведущие компоненты КЖ — многоизмеряемость, неопределенность во времени, непосредственное участие субъекта в оценке собственного здоровья. Данная методика — одна из наиболее весомых с учетом того, что субъективное отношение взрослого человека, ребенка, подростка, студента к собственному здоровью позволяет определить те особенности состояния здоровья, которые на первый взгляд путем объективных мотивов исследования не всегда очень быстро и адекватно реализуются. Именно в этом и заключается ее преимущество.
Однако, к сожалению, в профилактической медицине использование основных положений концепции КЖ не распространено, а в некоторых отраслях отмечается только эпизодически.
В продолжение выступления И. Сергета представил результаты исследования, целью которого являлась оценка КЖ студентов медицинских вузов. К примеру, самые высокие показатели (как у девушек, так и у парней) были получены по шкалам физического функционирования (PF), влияния болевых ощущений на возможность эффективного выполнения повседневной деятельности (BP), общего состояния здоровья (GH) и влияния физического состояния на ролевое функционирование (RP).
Низкие показатели у девушек наблюдались по шкалам относительно самооценки психического здоровья (MH), социального функционирования (SF) и влияния эмоционального состояния на ролевое функционирование (RE), у юношей — по шкалам самооценки психического здоровья (MH), жизнедеятельности (VT) и социального функционирования (SF).
Полученные результаты свидетельствуют об адекватном характере взаимосвязи показателей КЖ студенческой молодежи с ведущими характеристиками психофизиологической адаптации их организма для планирования, обоснования и внедрения комплекса мероприятий психофизиологической и психогигиенической коррекции состояния и особенностей личности. Это обеспечивает как повышение уровня психофизиологической адаптации организма, так и повышение КЖ девушек и юношей, которые получают медицинское образование в высших учебных учреждениях.
Марина Колесник,
фото автора