Музыкальная терапия: история, современность и перспективы развития

24 березня 2011
9947
Резюме

Представленная статья посвящена рассмотрению музыкальной терапии как одного из методов комп­лементарной и альтернативной медицины. Приведен обзор аспектов становления и развития в мировом масш­табе, саногенетического влияния, показаний, методик и эффективности указанного метода оздоровления. Сделан вывод о перспективности музыкальной терапии в рамках восстановительных медицинских технологий.

Актуальность

Общеизвестно, что идентификация психогенных факторов в развитии заболеваний является показанием к назначению психотерапевтических мероприятий (Карвасарский Б.Д. (ред.), 2006). В то же время открытыми остаются вопросы поиска методов, в той или иной степени объединяющих влияние на ментальный, психический и физический уровень существования человека и позволяющих, таким образом, осуществлять индивидуальную психосоматическую гармонизацию личности с позиций целостного организма. Вместе с тем, неизменно актуальной является проблема не только научного обоснования, но и практического внедрения в деятельность учреждений здравоохранения указанных методов. Последние имели бы своей целью выполнять роль как превентивной реабилитации на этапах отсутствия каких-либо структурных патологических изменений («настройка» организма на донозологическом этапе), так и дополнительного или самостоятельного вида терапии при наличии заболеваний.

Указанная проблематика применима к такому виду оздоровительной практики, как музыкальная терапия (МТ). В соответствии с классификацией, предложенной Национальным центром комплементарной и альтернативной медицины Национального института здоровья США, МТ относится к группе телесно-ментальных влияний и энергетической медицине (звукотерапия) в равной степени (Hawks J.H., Moyad M.A., 2003), что подчеркивает целостность указанного метода. Таким образом, является актуальным рассмотрение МТ с позиций поиска эффективных, рентабельных и легко воспроизводимых технологий оздоровления.

Историческая справка

В историческом плане феномен музыки всегда был тесно связан с мировоззренческими представлениями человека. «Музыкально-гносеологическая» деятельность была обусловлена глубинной внутренней потребностью познания мира, самого себя, своего места в мире, стремлением найти точку опоры в виде закона гармонии, объясняющего целесообразность переживаемых внешних и внутренних состояний (Дашак А., 2003; Клюев А.С., 2010).

Свидетельства о лечении звуком и музыкой относятся к доисторическому прош­лому. В Древнем Китае иероглиф, обозначающий музыку, обозначал также радость и благополучие. Ведические ученые Древней Индии и философы школы Пифагора в классической Греции рассматривали все физические формы как проявление музыки. Космология и музыкальная теория развивались на параллельных принципах, лежащих в основе разработки и изготовления музыкальных инструментов, сочинения музыки, ее исполнения и отношения к ней слушателя (Бреле-Руэф К., 1995). Согласно древним доктринам жизнь и здоровье зависят от непрерывного спектра отношений и гармонических связей, объединяющих тело и сознание с обществом и природным миром. Эти же земные гармоники и отношения, аналоги звука и музыки, воспринимались как эхо или резонанс космической музыки. При этом отражение в земных звуках божественных законов гармонии отождествлялось с возможностью облегчения страданий, исцеления, оздоровления (Голдмен Д., 2003; Шабутін С.В. та співавт., 2006). В Древней Греции и Риме музыка, несущая подобное гармоничное начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твердости характера (Дьюхерст-Мэддок О., 1998; Петрушин В.И., 2000).

Тема музыки как метафоры божественного порядка и очарования пронизывает мистическую литературу иудаизма, христианства, ислама и гностицизма. В средневековой Европе искусство музыки трактовалось, прежде всего, как средство морально-религиозного воспитания. Фома Аквинский утверждал, что суть специфики прекрасного состоит в «успокоении» желаний при его созерцании или постижении: прекрасное — завершенно, оно имеет числовую гармонию (пифагорейство). Показательным для характеристики отношения к музыкальному искусству в эпоху Возрождения и Нового времени являются высказывания теологов. В частности, М. Лютер отмечал, что музыка «одна после теологии способна дать то, что дает лишь теология, то есть покой и радость души». Сатирик Ф. Рабле, драматург В. Шекспир, композиторы Ф. Салинас и Дж. Царлино — в числе тех, кто поднимал вопрос о саногенетическом влиянии музыки как механизма гармонизации души с окружающим и внутренним миром (Драганчук В., 2010). Видный представитель музыкального искусства эпохи барокко Г.Ф. Гендель указывал на то, что не хочет развлекать слушателей своей музыкой — он хочет «сделать их лучше» (Дьюхерст-Мэддок О., 1998).

В XVII–XVIII ст. начинается развитие научной мысли о применении музыки с терапевтической целью («ятромузыка»). А. Кирхер стал автором механистической теории, суть которой состояла в том, что музыка, вызывая физические и химические процессы в организме, способствует оздоровлению. В одной из работ мыслителя — «Phonurgia nova» (1673) — выдвинуты идеи, подобные теории о гармонии сфер: musica mundana создает гармонию небесных тел, в то время как musica humana призвана согласовывать душу и тело человека. Представитель немецкой школы МТ XX в. Х. Швабе отмечает прогрессивные для того времени высказывания о МТ Е. Никола, который «расценивал лечебное влияние музыки как психическую реакцию, которая, в нашем понимании, вызывает физиологические реакции саногенеза по типу катарсиса» (Драганчук В., 2010).

В XIX в. физиологическое воздействие музыки стали изучать научным методом, измеряя ее влияние на частоту сердечного ритма, дыхание, артериальное давление. В конце XIX в. в Великобритании оформилась традиция использования музыки в комплексе оздоровительных технологий. В XX в. в США, в странах Европы и в России МТ стала профессиональной специализацией (Шушарджан С.В., 2005а).

Механизмы влияния

В настоящее время звук рассматривается как динамический фактор регуляции саногенеза. При этом частота, тембр, громкость музыкальных тонов указываются в качестве биологически активных параметров воздействия, а музыка, написанная в соответствии с законами гармонии, выполняет роль целенаправленного конт­ролируемого вызова для поддержания в организме антистрессорных реакций активации (Самсонова Г.О., 2006). Среди многообразия физиологических реакций в ответ на воздействия музыкой отмечают кардиоваскулярные, респираторные, гормональные, ментальные, а также ускорение нейротрансмиссии, модуляцию гормональной активности (Möckel M. et al., 1994; Krout R.E., 2007; Fukui H., Toyoshima K., 2008). «Музыка «соприкасается» с нашими органами чувств намного раньше, чем любой другой возбудитель. Информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущения в виде эмоций и чувств», — отмечает Г.Г. Декер-Фойгт (2003). В исследованиях, посвященных изучению влияния различных раздражений на органы чувств, выявлено, что наиболее сильное воздействие на эмоции при наиболее длительном периоде адаптации оказывают звуковые стимулы (Декер-Фойгт Г.Г., 2003). А.А. Томатис показал, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, который заключается не только в восприя­тии звуков, пространственной координации, но и в нейроиммуноэндокринной модуляции в ответ на активацию лимбичес­ких структур. Тезис о том, что голос человека является индикатором здоровья, также получил свое экспериментальное подтверждение в серии исследований А.А. Томатиса, показавшего прямую связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и уровнем его здоровья (Кэмпбелл Д Дж., 1999). По-видимому, указанные особенности влияния акустических сигналов на психологический и соматичес­кий компоненты составляют основу психосоматической гармонизации, «настройки» тонких граней целостного организма.

Суммируя представления о механизмах влияния музыки на организм посредством органов слуха, С.В. Шушарджан (2005а) отметил, что звуки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах височных долей головного мозга. При этом на характер восприятия и тип возникающих реакций влияют личностные и музыкально-динамические факторы. К личностным факторам относят жизненный, двигательный, речевой опыт, музыкальность, психофизичес­кое состояние и адекватность слушателя, к музыкально-динамическим факторам — темп, ритм, тональность, громкость и тембровые характеристики исполняемого музыкального произведения. При адекватном восприятии слушателя энергичная мажорная, умеренно громкая музыка тонизирует, а мелодичная, негромкая, умеренно медленная, мажорная и минорная музыка оказывает седативное действие. Кроме того, возникающие реакции слуховой адаптации порождают определенные эстетические переживания, активно влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание и стимулирует интеллектуальную деятельность (Шушарджан С.В., 2005б).

Кроме того, психосоматические эффекты от воздействия музыкой обусловлены прямыми акустико-резонансными откликами со стороны клеток, органов и систем. Так, в соответствии с рефлекторно-резонансной теорией, лечебно-оздоровительные эффекты МТ обусловлены следующими компонентами: слуховым; вибротактильным, активизирующим противоболевую активность через виброрецепторы (тельца Паччини) при частотах акустических воздействий до 200 Гц; акупунктурно-меридиональным; биорезонансным, реализуемым через клетки, ткани и органы, резонансные частоты которых совпадают с частотой акустических сигналов (Шушарджан С.В., 2005а; Шушарджан С.В. и соавт., 2008). Высокое содержание воды в тканях человека исследователи рассматривают как фактор, опосредующий передачу звука, а общий эффект МТ сравнивается с глубоким массажем на атомно-молекулярном уровне (Зенин С.В., 2009). В настоящее время на основании теории волновых процессов выдвинута гипотеза вибрационной основы организма человека, при этом ее алгоритм подобен алгоритму колебаний, формирующих музыкальный звук. В целом, акустические стимулы, соответствующие законам гармонии, обусловливают согласованное звучание организма (Wigram T., Dileo C (Eds), 1997; Самсонова Г.О., 2009). С указанных позиций достижения современной музыкально-терапевтической акустики коррелируют со взглядами Пифагора, школой которого постулировалось понятие «эвритмии» как способности человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: в пении, игре, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти (Петрушин В.И., 2000).

Г.О. Самсонова (2009), анализируя развитие научной мысли в области механизмов влияния МТ, указывает на то, что представители новейших течений рубежа ХХ–ХХI в. (D. Aldrige, G. Ansdell, D. Austin, К. Bruscia, H.H. Decker-Voigt, С. Kenny и др.) исходят из концепции уникальности пациента. Подобные утверждения основываются на трактовке эмоциональных качеств переживаний, которые, в отличие от сигналов вегетативной нервной системы, не поддаются измерению: люди реагируют на музыкальное воздействие сходным образом на уровне физиологии, но почти никогда не реагируют одинаково в эмоциональном плане. В этой области психотерапевтических исследований с музыкально-терапевтической спецификой происходит переход от количественных методов к качественным на основе теории бессознательного, а также гуманистичес­кой и экзистенциальной психологии.

Показания

Наиболее частыми показаниями к назначению МТ являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; в том числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и др.; заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, вегетативные дисфункции, ишемическая болезнь сердца и др.; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, спастический колит, язвенная болезнь желудка и др.; заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.; заболевания мочеполовой системы; болевые синдромы; синдром Альцгеймера; аутизм, отставание в развитии, заикание; функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов; снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма (Wigram T. et al., 2002; Шушарджан С.В., 2005а; Tüpker R., 2008). При наличии показаний МТ назначается без ограничений возраста и пола. Противопоказаниями являются острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией; общее тяжелое клиническое состояние; неадекватность психических реакций; состояние после лапаротомий и иных полостных оперативных вмешательств (для активных методов МТ); аневризмы, особенно головной и грудной локализации (для вокалотерапии). Относительными противопоказаниями являются грыжи (передней брюшной стенки и прочее — для вокалотерапии); низкая музыкальность (кроме музыкорефлексотерапии) (Шушарджан С.В., 2005а). В зависимости от диагноза и общего состояния пациента методы МТ могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения.

Методики

В определении, предложенном Всемирной федерацией музыкальной терапии (1996), указаны основные направления применения МТ: «Использование музыки и/или ее музыкальных элементов (звук, ритм, мелодия и гармония) врачом-музыкотерапевтом и пациентом или группой в процессе, предназначенном облегчать и развивать коммуникацию, отношения, самовыражение и организацию (физичес­кие, эмоциональные, умственные, социаль­ные и познавательные), развивать потенциальные возможности и развивать или восстанавливать функции индивиду­ума так, чтобы он мог достичь лучшей внутри- и/или межличностной интеграции и, следовательно, лучшего качества жизни» (Wigram T. et al., 2002).

Развитие МТ в Великобритании и США связано с концепцией профилактической медицины. Первый учебный курс МТ был разработан J. Alvin, основательницей Британской ассоциации музыкальной терапии. M. Pristley была разработана система аналитической МТ, соединяющей методы музыкотерапии с индивидуальной психотерапевтической коррекцией. Метод МТ-практики, представленный N. Nordoff и C. Robbins, основывался на достижении максимальной социализации детей с ограниченными возможностями. Авторы предложили использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, считая, что «в самой природе музыки заложено и глубоко личное, и широкое социальное применение». Основой метода стала музыкальная импровизация — одна из наиболее эффективных форм психотерапевтического воздействия в атмосфере спонтанного сотворчества терапевта и пациента (Самсонова Г.О., 2009). Среди особенностей скандинавской школы МТ отмечают коллективную импровизацию, несущую, кроме эстетических ценностей, функцию выравнивания социальных ролей в объединяющей звуковой среде (Петрушин В.И., 2000). Другие направления МТ в скандинавских странах представлены виброакус­тической МТ — «музыкальное купание» (Wigram T., Dileo C., 1997), системной и экологической моделями МТ, методом интерактивного общения с помощью исполнения, методикой поиска связей между социальными процессами и популярными музыкальными жанрами. В Центре арттерапии в Бирмингеме (Birmingham Centre for Arts Therapies, BCAT) основными методами являются вокальная импровизация, написание и исполнение песен, групповая импровизация и рецептивная МТ. Kinderzentrum München, один из крупнейших детских оздоровительных центров Германии, применяет МТ на основе оркестровой системы К. Орфа для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, а также с неврологичес­кими и физическими дисфункциями. В университете Магдебург-Штендаль в учебном курсе «Социально-педагогичес­кая реабилитация с помощью музыки» профессор T. Wosch описывает активную групповую МТ (AGMT). Она практикуется во многих странах — США, Канаде, странах Западной и Восточной Европы при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, а также в клинике психосоматических нарушений (Самсонова Г.О., 2009). В рамках проекта международного сотрудничества с Университетом прикладных наук Вюрцбурга, Швайнфурта и Бергенским университетом в Запорожском национальном университе (Украина) указанная программа профессора T. Wosch стала основой одноименного курса, направленного на подготовку специалистов в сфере психологии и социальной работы.

В японском центре Yamacha программа развития коммуникативных возможностей с помощью МТ рассчитана на людей молодого возраста, пострадавших от психологического давления. Терапевтическая цель подобных занятий — социа­лизация, терпимость по отношению к другому. Проводится музыкальная коррекция с аутичными детьми. МТ в Индии имеет древние культурные традиции. В настоящее время широко исследуется терапевтический потенциал индийской музыки, основанной на уникальной ладовой системе индийской раги. МТ Индии, представляемая как раздел профилактической медицины, ориентирована на устранение беспокойства, возвращение пациента к внутренней целостности и миру с самим собой (ведическая музыка, нада-йога) (Самсонова Г.О., 2007).

Основой методики С.В. Шушарджана (2005а) является древнекитайское учение о пяти звуках (пентатонике), соответствующих пяти первоэлементам, а также определенным органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определенный орган и производит оздоровительный эффект. Энергоинформационная МТ Р. Блаво основана на древнеиндийском учении о семи чакрах — энергетических центрах человека, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их «зоне влияния». Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа (Блаво Р., 2003).

С современных позиций функции музыкального терапевта заключаются в проведении сеансов МТ, основываясь на предварительно изученных данных клинического диагноза, ориентируясь на физические, эмоциональные, социальные и психологические потребности пациента (Wigram T. et al., 2002; Tüpker R., 2008). Таким образом, оздоровление с помощью музыки являетcя системным процессом интерактивного сотрудничества. Пациенты вовлекаются в разнообразные формы работы, включая прослушивание лечебной инструментальной музыки, движения под музыку, импровизацию и лечебное пение. В целом, МТ — это систематическое использование музыки с целью достижения немузыкального результата, когда музыка применяется для коррекции физических, психологических, когнитивных и социальных функций (Aldridge D., 2000; Шушарджан С.В., 2005а; Grocke D., Wigram T., 2007; Butterton M., 2008; Самсонова Г.О., 2009).

Эффективность

В настоящее время эффективность МТ подтверждена представителями различных научных школ. Многочисленными исследованиями, направленными на изучение возможностей МТ, выявлена гармонизирующая роль МТ как антистрессовой активационной терапии при нарушениях адаптации, имеющих психосоматическую природу и основу в виде эмоционального стресса (Burns J.L. et al., 2002; Gomez P., Danuser B., 2007; Grewe O. et al., 2007). Исследователи в области МТ отмечают широкий диапазон эффективности ее применения: развитие коммуникативных навыков и реабилитация пациентов с органическими поражениями нервной системы (Алвин Д., Уорик Э., 2004; Humpal M., 2007; Kwak E.E., 2007; Ленів З., 2008; Keith D.R. et al., 2009; Walworth D.D. et al., 2009; Standley J.M., Swedberg O., 2011), формирование способности к релаксации (Rickson D.J., 2006), развитие творческих способностей, творческого мышления, эстетических потребностей (Бурно М.Е., 2006; Wolfe D.E., Noguchi L.K., 2009), коррекция и восстановление эмоциональной сферы (Aigen K., 2009), модуляция деятельности функциональных систем (Marconato C. et al., 2001; Kuhn D., 2002; Hirokawa E., Ohira H., 2003; Stefano G.B. et al., 2004; le Roux F.N. et al., 2007; Mandel S.E. et al. 2007), терапия боли (Shorr J.A., 1993; Müller-Busch H.C., Hoffmann P., 1997; Nickel  A.K. et al., 2002).

Заключение

МТ, являясь одной из наиболее древних прикладных форм применения искусства в обществе, в XXI в. приобретает особый формат. Интенсивное развитие технологий МТ позволяет говорить о перс­пективности указанного направления в рамках решений основных вопросов восстановительной медицины. При этом, по мнению немецких исследователей, МТ как наука имеет, по меньшей мере, три существенных преимущества по сравнению с другими методами лечения, поскольку не вызывает побочных эффектов, привыкания, экономически целесообразна, поскольку при максимуме результативности требует затрат минимума средств (Tüpker R., 2008). Перспективы развития МТ видятся, прежде всего, в расширении и объединении информационного пространства, усилия должны быть направлены на достижение должного научно-практического комплаенса между представителями искусства и науки. Подобный эффективный диалог представляется залогом успеха в становлении и признании МТ как саногенетической технологии в оте­чественном масштабе, что обеспечит новые возможности осознанного применения звука как основы рассмотренного метода оздоровления.

Литература

  • Алвин Д., Уорик Э. (2004) Музыкальная терапия для детей с аутизмом (Пер. с англ.). Теревинф, Москва, 208 с.
  • Блаво Р. (2003) Исцеление музыкой. ПИТЕР, Санкт-Петербург, 192 с.
  • Бреле-Руэф К. (1995) Сакральная медицина. REFL-book, Москва, 299 с.
  • Бурно М.Е. (2006) Терапия творческим самовыражением. Академический проект, Москва, 430 с.
  • Голдмен Д. (2003) Целительные звуки. Издательский дом «София», Москва, 224 с.
  • Дашак А. (2003) Божественна природа звуку. Світ, Львів, 108 с.
  • Декер-Фойгт Г.Г. (2003) Введение в музыкотерапию (Пер. с нем.). ПИТЕР, Санкт-Петербург, 208 с.
  • Драганчук В. (2010) Музична терапія: теорія та історія. РВВ «Вежа» Волин. нац. ун-ту ім. Лесі Українки, Луцьк, 225 с.
  • Дьюхерст-Мэддок О. (1998) Целительный звук. КРОН-ПРЕСС, Москва, 160 с.
  • Зенин С.В. (2009) Механизм влияния музыки на водную среду. В кн.: Музыка и здоровье 2009. Материалы междунар. науч.-практ. конф., 25 июня 2009 г., Москва, с. 38–42.
  • Карвасарский Б.Д. (ред.) (2006) Психотерапевтическая энциклопедия. ПИТЕР, Санкт-Петербург, 944 с.
  • Клюев А.С. (2010) Музыкотерапия: эстетико-психологический и клинический аспекты. СПбГИПСР, Санкт-Петербург, 35 с.
  • Кэмпбелл Д.Дж. (1999) Эффект Моцарта (Пер. с англ.). Попурри, Минск, 320 с.
  • Ленів З. (2008) Концептуальні засади музикотерапії як засобу корекції тяжких порушень мовлення у дітей. Наук. часопис НПУ ім. М.П. Драгоманова, 19(9): 167–170.
  • Петрушин В.И. (2000) Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Москва, 175 с.
  • Самсонова Г.О. (2006) Музыкотерапия в комплексе оздоровительных технологий. В кн.: А.А. Хадарцев (ред.) Специальные разделы восстановительной медицины. Теория и практика восстановительной медицины, Т. V, Дизайн-Коллегия, Тула — Москва, с. 14–60.
  • Самсонова Г.О. (2007) Теория и практика восстановительной медицины. В кн.: А.А. Хадарцев (ред.) Специальные разделы восстановительной медицины, Т. VII. Дизайн-Коллегия, Тула — Москва, с. 162–178.
  • Самсонова Г.О. (2009) Звукотерапия. Музыкальные оздоровительные технологии. Дизайн-Коллегия, Тула — Москва, 248 с.
  • Шабутін С.В., Шабутіна І.В., Хміль С.В. (2006) Зцілення музикою. Підручники і посібники, Тернопіль, 191 с.
  • Шушарджан С.В. (2005а) Руководство по музыкальной терапии. Медицина, Москва, 450 с.
  • Шушарджан С.В. (2005б) Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акустическими сигналами на организм человека. Традиционная медицина, 2(7): 23–29.
  • Шушарджан С.В., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. (2008) Лечебно-оздоровительные эффекты музыкальной терапии в свете рефлекторно-резонансной теории акустических воздействий. В кн.: Современные технологии восстановительной медицины (диагностика, оздоровление, реабилитация). Материалы междунар. конф., 3–9 мая 2008 г., Сочи, с. 289–291.
  • Aigen K. (2009) Verticality and containment in song and improvisation: an application of schema theory to Nordoff-Robbins music therapy. J. Music Ther., 46(3): 238–267.
  • Aldridge D. (2000) Music therapy research: a review of references in the medical literature. University Witten-Herdecke, 30 p.
  • Burns J.L., Labbé E., Arke B. et al. (2002) The effects of different types of music on perceived and physiological measures of stress. J. Music Ther., 39(2): 101–116.
  • Butterton M. (2008) Listening to music in psychotherapy. Radcliffe Publishing, Oxford, 194 p.
  • Fukui H., Toyoshima K. (2008) Music facilitate the neurogenesis, regeneration and repair of neurons. Med. Hypotheses., 71(5): 765–769.
  • Gomez P., Danuser B. (2007) Relationships between musical structure and psychophysiological measures of emotion. Emotion, 7(2): 377–387.
  • Grewe O., Nagel F., Kopiez R., Altenmüller E. (2007) Emotions over time: synchronicity and development of subjective, physiological, and facial affective reactions to music. Emotion, 7(4): 774–788.
  • Grocke D., Wigram T. (2007) Receptive methods in music therapy: Techniques and Clinical Applications for Music Therapy Clinicians, Educators and Students. Jessica Kingsley Publishers, London, 271 p.
  • Hawks J.H., Moyad M.A. (2003) CAM: definition and classification overview. Urol. Nurs., 23(3): 221–223.
  • Hirokawa E., Ohira H. (2003) The effects of music listening after a stressful task on immune functions, neuroendocrine responses, and emotional states in college students. J. Music Ther., 40(3): 189–211.
  • Humpal M. (2007) Thoughts on neurological music therapy and early intervention. Early Childhood Newsletter, 13(6): 10–11.
  • Keith D.R., Russell K., Weaver B.S. (2009) The effects of music listening on inconsolable crying in premature infants. J. Music Ther., 46(3): 191–203.
  • Krout R.E. (2007) Music listening to facilitate relaxation and promote wellness: integrated aspects of our neurophysiological responses to music. The Arts in Psychotherapy, 34(2): 134–141.
  • Kuhn D. (2002) The effects of active and passive participation in musical activity on the immune system as measured by salivary immunoglobulin A (SIgA). J. Music Ther., 39(1): 30–39.
  • Kwak E.E. (2007) Effect of rhythmic auditory stimulation on gait performance in children with spastic cerebral palsy. J. Music Ther., 44(3): 198–216.
  • le Roux F.N., Bouic P.J., Bester M.M. (2007) The effect of Bach’s magnificat on emotions, immune and endocrine parameters during physiotherapy treatment of patients with infectious lung conditions. J. Music Ther., 44(2): 156–168.
  • Mandel S.E., Hanser S.B., Secic M., Davis B.A. (2007) Effects of music therapy on health-related outcomes in cardiac rehabilitation: a randomized controlled trial. J. Music Ther., 44(3): 176–196.
  • Marconato C., Munhos E.C., Menim M.M., Albach M.T. (2001) Application of receptive music therapy in internal medicine and cardiology. Arq. Bras. Cardiol., 77(2): 138–141.
  • Möckel M., Röcker L., Störk T. et al. (1994) Immediate physiological responses of healthy volunteers to different types of music: cardiovascular, hormonal and mental changes. Eur. J. Appl. Physiol. Occup. Physiol., 68(6): 451–459.
  • Müller-Busch H.C., Hoffmann P. (1997) Active music therapy for chronic pain: a prospective study. Schmerz., 11(2): 91–100.
  • Nickel A.K., Hillecke T.K., Oelkers R. et al. (2002) Musiktherapie mit Kindern mit Migräne. Psychotherapeut, 47(5): 285–290.
  • Rickson D.J. (2006) Instructional and improvisational models of music therapy with adolescents who have attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): a comparison of the effects on motor impulsivity. J. Music Ther., 43(1): 39–62.
  • Schorr J.A. (1993) Music and pattern change in chronic pain. ANS Adv. Nurs. Sci., 15(4): 27–36.
  • Standley J.M., Swedberg O. (2011) NICU music therapy: Post hoc analysis of an early intervention clinical program. The Arts in Psychotherapy, 38(1): 36–40.
  • Stefano G.B., Zhu W., Cadet P. et al. (2004) Music alters constitutively expressed opiate and cytokine processes in listeners. Med. Sci. Monit., 10(6): MS18–27.
  • Tüpker R. (2008) Reader musiktherapie. Institut für Musikwissenschaft und Musikpädagogik Westfälische Wilhems-Universität, Műnster, 174 s.
  • Walworth D.D., Register D., Engel J.N. (2009) Using the SCERTS model assessment tool to identify music therapy goals for clients with autism spectrum disorder. J. Music Ther., 46(3): 204–216.
  • Wigram T., Dileo C. (Eds.) (1997) Music vibration and health, Jeffery Books, New Jersey, p. 143–148.
  • Wigram T., Pedersen I.N., Bonde L.O. (2002) A comprehensive guide to music therapy: theory, clinical practice, research, and training, Vol. 1, Jessica Kingsley Publishers, London, 384 p.
  • Wolfe D.E., Noguchi L.K. (2009) The use of music with young children to improve sustained attention during a vigilance task in the presence of auditory distractions. J. Music Ther., 46(1): 69–82.
>Музична терапія: історія, сучасність та перспективи розвитку

Г.Л. Апанасенко, Н.О. Савельєва-Кулик

Резюме. Представлена стаття присвячена розгляду музичної терапії як одного з методів комплементарної та альтернативної медицини. Наведено огляд аспектів становлення і розвитку у світовому масштабі, саногенетичного впливу, показань, методик та ефективності цього методу оздоровлення. Зроблено висновок про перспективність музичної терапії в рамках відновлювальних медичних технологій.

Ключові слова: музична терапія, рефлекторно-резонансна теорія, звук, саногенез, відновлювальні технології.

>Music therapy: past, present and prospects of the development

G.L. Apanasenko, N.A. Savelyeva-Kulik

Summary. Present article is devoted to music therapy as a method of complementary and alternative medicine. An overview of aspects of the formation and development on a global scale, sanogenetic influence, indications, techniques and effectiveness of this method of recovery is done. The conclusion about the prospects of music therapy in the rehabilitative medicine is made.

Key words: music therapy, reflex-resonance theory, sound, sanogenesis, rehabilitative technologies.

Адрес для переписки:
Апанасенко Геннадий Леонидович
04112, Киев, ул. Дорогожицкая, 9
Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика
E-mail: [email protected]