Изучение любого иностранного языка обычно сопровождается оттачиванием аналитических способностей, памяти и умения слушать. Понимание речи является одной из наиболее сложных функций мозга, которая, в конечном итоге, позволяет распознавать порядок букв и слов для осознания вложенного смысла. В ходе новой работы, опубликованной в «Journal of Neuroscience», ученые из Нидерландов определили, что при изучении иностранного языка, особенно в процессе освоения грамматических конструкций, головной мозг использует характеристики, знакомые по родной речи.
Целью данного исследования стало изучение процессов, происходящих в головном мозгу в первые часы и дни, посвященные изучению нового иностранного языка. Для этого ученые создали свой язык, назвав его «Alienese», который отличался наличием настоящих грамматических структур, и оценивали активность отдельных участков головного мозга участников, которые впервые столкнулись с данным языком. Для визуализации мозговой активности при запоминании новых слов, составления из них предложений и интеграции исследователи использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии.
«Alienese» содержал набор слов, таких как josa (женщина), komi (мужчина) и oku (фотографировать). Их объединяли в порядке, который соответствовал или не соответствовал правилам голландского языка, являющего родным для участников. Например, оба предложения, «Komi oku josa» (мужчина фотографировать женщина) и «Josa komi oku» (женщина мужчина фотографировать), означают «Мужчина фотографирует женщину», однако грамматически знакомым для участников являлось только первое. Им предложили прочитать подобные предложения и подобрать к ним картинки, отображающие смысл.
Ученые выявили, что при обработке новой лингвистической информации в головном мозгу задействуются те же структуры, что и при распознавании родного языка. Повторение незнакомых слов приводило к усилению активности левой нижней лобной извилины и задней височной коры — зон, которые, как известно, участвуют в распознавании родного языка. В то же время, когда участники сталкивались с повторением известной лингвистической структуры, активность вышеназванных участков мозга снижалась вследствие грамматического совпадения между двумя языками. Авторы работы под руководством доктора Кирстен Вебер (Kirsten Weber) предположили, что повторный процесс обработки известной структуры значительно легче проходит для головного мозга. В целом же, для понимания как родного языка, так и нового используются одни и те же анатомические структуры, если имеет место совпадение лингвистических характеристик. Если же языки абсолютно разные, то мозгу необходимо создавать новую нейронную сеть для распознавания и обработки неизвестного порядка слов.
Рассуждая о головном мозге людей, свободно владеющих несколькими языками, ученые отметили, что такой навык обостряет способность к торможению — когнитивному механизму, позволяющему не обращать внимание на нерелевантные раздражители, переключая внимание и память. Такие способности составляют систему управления исполнительными функциями, которые ответственны за высокий уровень мышления, многозадачность и внимание.
Исследователи напомнили, что в ходе предыдущих работ получены доказательства того, что изучение иностранных языков является крайне полезным процессом для головного мозга. В частности, такие занятия способствуют увеличению размеров гиппокампа — области мозга, ответственной за формирование, хранение, воспроизведение воспоминаний. Чем больше объем гиппокампа, тем ниже риск развития симптомов деменции и выше склонность мозга к росту нейронов. Следовательно, изучение иностранного языка полезно для людей любого возраста.
- Borreli L. (2016) Brain scans reveal which networks help us to learn a foreign language. MedicalDaily, July 5 (http://www.medicaldaily.com/brain-scans-foreign-language-mother-tongue-391156).
- Weber K., Christiansen M.H., Petersson K.M. et al. (2016) fMRI syntactic and lexical repetition effects reveal the initial stages of learning a new language. The Journal of Neuroscience, June 29 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович