Как корригировать поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности?

8 червня 2016 о 11:57
1583

Как корригировать поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности?Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) часто ведут себя несоответствующим ситуации образом. Они бегают по классу во время урока, болтают без умолку и перебивают собеседника. СДВГ — неврологическо-поведенческое расстройство, поражающее около 5% детей. Несмотря на достаточно большую распространенность и значительное количество тематических исследований, причины СДВГ все еще вызывают живую дискуссию среди ученых. Специалисты из Японии и Новой Зеландии опубликовали на страницах «Journal of Child Psychology and Psychiatry» результаты исследования, которые частично объясняют трудности адаптации поведения ребенка с СДВГ к текущей ситуации.

По словам ученых, всем людям свойственно повторять действия, приводящие к вознаграждению. Таким образом, мы учимся, проделывая то, что дает нам положительный исход. Даже при изменении правил большинство людей адаптируются с целью получения максимально большего вознаграждения, в том числе социального. Например, поведение во время ланча и совещания рабочего коллектива отличается, несмотря на то, что участники и первого, и второго события могут быть одними и теми же. Однако дети с СДВГ не могут «вписать» свое поведение в контекст ситуации.

В работе специалисты изучили, как изменяется поведение ребенка с СДВГ в зависимости от изменений правил игры, сравнив его поведение с таковым у ребенка с типичным развитием. Они предложили 167 англоговорящим детям в возрасте 8–13 лет, большая половина из которых — с СДВГ, сыграть в компьютерную игру. Дети должны были решить, лиц какого цвета больше на экране: голубого или красного. Для обозначения своего варианта ответа ребенок должен был нажать на кнопку соответствующего цвета. Однако изначально дети получали вознаграждение (в виде слов похвалы или пластиковых отметок) в моменты, когда они угадывали превалирование голубого цвета (в течение 20 наград), затем красного (еще 20 наград) и снова голубого. О предстоящих изменениях правил игры детей не информировали.

На первом этапе все дети, приспосабливаясь к предложенным условиям, в моменты сомнения предпочитали нажимать синюю кнопку. После изменения правил, дети с типичным развитием приспосабливались, переходя на более частое нажатие красной кнопки при сомнительных вариантах. Большинство детей с СДВГ продолжали действовать по ранее определенному стереотипу. На третьем этапе дети с типичным развитием снова переключились на синий цвет, дети с СДВГ продолжали придерживаться предыдущей тактики.

Предложенная учеными игра моделировала способность ребенка интуитивно максимально адаптироваться к изменениям условий получения награды. В отличие от детей с типичным развитием, дети с СДВГ не могли приспособиться к новым условиям. Поэтому такие дети нуждаются в четкой расстановке выигрышной позиции: им необходимо прямо говорить, при каком поведении они получат свою награду, при изменении условий — сообщать об этом, подчеркивая отсутствие необходимости следовать предыдущим правилам.

    • Alsop B., Furukawa E., Sowerby P. et al. (2016) Behavioral sensitivity to changing reinforcement contingencies in attention-deficit hyperactivity disorder. J. Child Psychol. Psychiatry, April 15 [Epub ahead of print].
    • Okinawa Institute of Science and Technology Graduate University (2016) The rules of the game for children with ADHD. ScienceDaily, 2 June (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/06/160602083556.htm).

Анна Антонюк