В ходе новой работы ученые из Университета Рочестера (University of Rochester), Нью-Йорк, США, предположили, что постоянное улучшение умственных способностей, происходившее ранее от поколения к поколению, было обусловлено необходимостью заботы о детях. Исследователи разработали новую эволюционную модель, согласно которой развитие интеллекта было ответом на потребности потомства. Результаты работы представлены онлайн в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences».
Авторы исследования доктор Стивен Пиантадоси (Steven Piantadosi) и Селеста Кидд (Celeste Kidd) подчеркнули, что у человека младенцы рождаются более беспомощными, чем у большинства видов животных. Например, жирафы через несколько часов после рождения уже способны стоять, ходить и даже убегать от хищников, в то время как человеческие дети в течение нескольких месяцев не могут даже самостоятельно держать голову. Согласно предложенной теории, существует своего рода цикл, основанный на положительной обратной связи, который обусловливает преждевременное рождение потомства у родителей с большим объемом головного мозга. Составленная модель свидетельствует о том, что подобная динамика может привести к постепенному возникновению чрезвычайно умных родителей и крайне преждевременно родившегося потомства. Другими словами, именно из-за того, что люди имеют относительно большой головной мозг, их младенцы рождаются не до конца развитыми, пока объем их головы еще достаточно мал для безопасного рождения. Однако раннее рождение означает, что дети остаются беспомощными дольше, чем у представителей других видов, они более уязвимы, и для ухода за ними нужны умные родители. В результате селекционного отбора большой объем мозга и преждевременное рождение стали звеньями одного цикла с положительной обратной связью, который потенциально способен создавать условия для возникновения новых видов, а также приводить к улучшению когнитивных способностей как людей, так и животных.
Ученые оценили предположение, появившееся в результате создания модели, о том, что беспомощность новорожденных должна быть прямо ассоциирована с общим уровнем интеллектуального развития. Они выявили, что стадия развития, на которой происходило рождение младенца и которая определяла степень преждевременности этого процесса, была более строгим предиктором умственного развития, чем другие показатели, например средний объем мозга, который также коррелирует с умственным развитием у приматов. Предложенная теория может также являться объяснением происхождения у людей отличительных для нашего вида познавательных способностей. Авторы работы отметили, что люди имеют уникальный вид интеллекта. Мы обладаем развитым социальным мышлением и тем, что обычно называют «теорией компетентного сознания» — способностью к пониманию потребностей окружающих и признанию того, что эти потребности могут отличаться от наших собственных. Это особенно полезно при уходе за ребенком, который начинает говорить только через пару лет после рождения.
Исследователи признали, что данная теория о развитии интеллекта у человека является альтернативной. Все предыдущие предположения связывали умственное развитие наших предков с необходимостью выживания в суровых условиях или с групповой охотой. Одной из мотивирующих загадок данного исследования было размышление о том, почему именно приматы или млекопитающие стали умнее под влиянием описанных условий, а не другие виды, которые также с ними сталкивались. По мнению исследователей, ключевым фактором в данном случае является живорождение. Именно оно — причина эволюционной селекции особей с большим объемом головного мозга, что является отличительной особенностью высших млекопитающих.
- Piantadosia S.T., Kidda C. (2016) Extraordinary intelligence and the care of infants. PNAS, May 23 [Epub ahead of print].
- University of Rochester (2016) Did human-like intelligence evolve to care for helpless babies? ScienceDaily, May 23 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/05/160523160445.htm).
Юлия Котикович