Плач маленьких детей не только привлекает внимание взрослых, но и активизирует у последних исполнительные функции — высокоуровневые нейронные и когнитивные процессы, использующиеся для принятия повседневных решений — к такому выводу в ходе новой работы пришли ученые Университета Торонто (University of Toronto), Канада. Результаты исследования, посвященного влиянию детского смеха и плача на нейронную активность взрослых, представлены онлайн в журнале «PLOS ONE».
Английский ученый Чарльз Дарвин и многие его последователи заметили стремление младенцев к привлечению внимания. Такое поведение способствует безопасности младенцев и, как следствие, повышению общей выживаемости. Несмотря на то что когнитивные последствия данного стандартного эволюционного поведения до сих пор не вызывали сомнения, глубоко не изучалась значимость сигналов, издаваемых детьми, и их стимулирующее влияние на способность взрослого обрабатывать информацию и принимать решения.
В ходе данного исследования ученые изучали влияние детского плача и смеха на скорость выполнения взрослыми поставленных перед ними противоречивых заданий. Исследователи использовали задачу Струпа, в которой участникам предлагалось определить цвет изображенного слова, игнорируя при этом смысл самого слова. Активность головного мозга определялась с помощью электроэнцефалографии в ходе выполнения каждой задачи, которая демонстрировалась после прослушивания короткого фрагмента детского плача или смеха. Ученые отметили, что плач ребенка приводил к снижению внимания и способствовал более активной когнитивной обработке предложенной задачи, чем смех. Такая познавательная обработка противоречивой информации является очень важной, поскольку оказывает влияние на внимание человека, которое является одной из наиболее важных исполнительных функций, необходимых для принятия решений.
Родителям ежедневно приходится принимать множество взаимоисключающих решений, которые требуют сосредоточения их внимания. Так, они могут быть заняты домашними делами в то время, когда одновременно начинает плакать ребенок и раздается стук в дверь. Как оставаться спокойным и объективным в подобной ситуации и решить, на какой стимул стоит отозваться в первую очередь? В ходе предыдущих работ ученые отметили, что детский плач может вызывать у взрослых неприязнь, однако в то же время он может способствовать возникновению когнитивного ответа путем активации познавательного родительского контроля, необходимого для эффективного реагирования на эмоциональные или любые другие потребности ребенка. Следовательно, если детский плач активирует когнитивные конфликты в головном мозгу взрослого, он тем самым способствует развитию у последнего способности к избирательному сосредоточению внимания. Такая когнитивная гибкость позволяет родителям быстро переключать внимание с ребенка на другие сферы жизни, требующие их участия, а также полностью игнорировать плач ребенка в некоторые моменты.
Соавтор работы доктор Девид Хейли (David Haley) отметил, что часто можно услышать о том, что возникновение родительского инстинкта является биологически предопределенным фактом, однако мало кто замечает в данном инстинкте познавательные стороны. Если бы на каждый плач ребенка родители отвечали автоматической одинаковой реакцией, как бы они могли анализировать плач с противоположных позиций для лучшего и наиболее подходящего реагирования в каждом конкретном случае? Он указал, что каждый год исследователи проводят множество работ, в ходе которых появляются все новые данные о том, что младенцы занимают привилегированное положение в нашем нейробиологическом программировании, и это глубоко укоренилось в нашем эволюционном прошлом. Но такое положение вещей является демонстрацией важной адаптивной когнитивной функции человеческого мозга. В ходе дальнейших работ ученые считают целесообразным изучить индивидуальные различия в нейронной активации внимания и обработки информации у молодых матерей, которые могут способствовать или препятствовать их способности к чуткому реагированию на плач своего ребенка.
- Dudek J., Faress A., Bornstein M.H. et al. (2016) Infant cries rattle adult cognition. PLOS ONE, May 18 [Epub ahead of print].
- University of Toronto (2016) Executive powers in the nursery: New study explores the effect baby vocalizations have on adult cognition. ScienceDaily, May 19 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/05/160519120944.htm).
Юлия Котикович