Согласно результатам нового исследования, проведенного учеными из Научно-исследовательского института Вейцмана (Weizmann Institute of Science in Israel), Израиль, люди с повышенным уровнем тревоги принципиально по-другому воспринимают окружающий мир, а любой их выбор основан не только на желании перестраховаться. Результаты работы представлены в журнале «Current Biology».
Генерализация стимула — основополагающий механизм обучения, с помощью которого ответ на какой-либо специфический раздражитель переносится на подобные, но не идентичные ему. Когда стимул вызывает острую отрицательную реакцию, часто возникает широкая генерализация, при которой подобное реагирование наблюдается даже на непохожие между собой раздражители. Это происходит вследствие того, что ошибка (неверное определение опасных стимулов как безопасных) значительно более затратна для личности, чем ложная тревога (определение безопасного стимула как опасного). При проведении последних исследований ученые пришли к выводу, что обобщение может быть основой для развития тревожных расстройств. В таких случаях взаимосвязь, образовавшаяся между стимулом и негативной реакцией, будет возникать и при встрече с непохожими раздражителями и приводить к повышенной возбудимости.
В ходе данной работы ученые под руководством доктора Рони Паза (Rony Paz) просили пациентов с повышенной тревожностью запомнить несколько музыкальных звуков, которые были связаны с получением денег, их потерей или не имели никакой ассоциации с материальным достатком. Затем им предлагали прослушать какой-либо звук и оценить, слышали ли они его в ходе предыдущего этапа эксперимента. Если ответ участников оказывался правильным, их материально поощряли. Лучшей стратегией при таких условиях было стремление не допускать ошибок при прослушивании новых звуков. Однако участники часто были склонны полагать, что новый тон они уже слышали на предыдущем этапе, то есть они ошибочно ассоциировали новые звуковые варианты с потерей денег или выгоды. Ученые отметили, что такая склонность не была связана с индивидуальными музыкальными способностями или возможностью к обучению, она лишь являлась демонстрацией восприятия звуков на фоне эмоциональных переживаний.
Ученые подытожили, что люди с диагностированным тревожным расстройством практически не способны различать нейтральные, «безопасные» стимулы (например шум или звук) и те, которые могут быть связаны с угрозой потери денег или возможной выгоды. Другими словами, когда речь идет об эмоциональных переживаниях, они демонстрируют поведенческий феномен, известный как сверхобобщение. Исследователи отметили, что у пациентов с тревожностью эмоциональный опыт индуцирует пластичность нейронных цепей в головном мозгу, которая остается и после пережитых эмоций. Такие изменения возникают в первичных цепях, которые впоследствии формируют ответ на новый раздражитель, что приводит к неспособности различать первоначальные стимулы и аналогичные им. Именно из-за этих процессов люди с повышенным уровнем тревожности очень эмоционально реагируют на новые раздражители, причем в беспокойство их приводят даже те ситуации, угроза от которых не актуальна в текущий момент. Ученые отметили, что особо важным является то, что такие пациенты не в состоянии контролировать описанный процесс, так как не способны различать отдельные виды стимулов.
В ходе проведенного функционального магнитно-резонансного сканирования ученые выявили, что у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются изменения и в ответной реакции головного мозга. Эти изменения в основном затрагивали зону миндалины, которая принимает участие в формировании чувства страха и тревоги, а также в первичных сенсорных областях головного мозга. Полученные результаты позволили ученым утверждать, что эмоциональные переживания приводят к изменению сенсорных отображений у пациентов с тревожным расстройством. Кроме того, на основании этих данных можно предположить, почему некоторые люди более склонны к повышенному уровню тревожности, чем другие, хотя пластичность структур головного мозга, являющаяся физиологической основой данного явления, не может рассматриваться только с негативной точки зрения.
- Cell Press (2016) People with anxiety show fundamental differences in perception. ScienceDaily, March 3 (http://www.sciencedaily.com/releases/2016/03/160303132951.htm).
- Laufer O., Israeli D., Paz. R. (2016) Behavioral and neural mechanisms of overgeneralization in anxiety. Curr. Biol., March 3 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович