Детское ожирение тесно связано с повышенным уровнем артериального давления, холестерина, развитием сахарного диабета и проблемами с суставами у ребенка. Однако специалисты Университета Айовы (University of Iowa), США, продемонстрировали еще одну, неизвестную до сих пор сторону проблемы. Согласно результатам их эксперимента The Role of Body Mass Index in Child Pedestrian Injury Risk, опубликованным на страницах журнала «Accident Analysis & Prevention», дети с избыточной массой тела и ожирением подвержены повышенному риску пешеходной травмы из-за их чрезмерной импульсивности и нетерпеливости.
Согласно данным Национального центра профилактики и контроля травм (National Center for Injury Prevention and Control), в 2013 г. пешеходные травмы занимали 9-е место среди причин смерти и 14-е — инвалидности детей в возрасте 6–11 лет. Результаты предыдущих работ свидетельствовали о наличии целого ряда факторов, повышающих риск пешеходных детских травм. Например, установлено, что вероятность такой травмы в возрасте 6–8 лет в 1,5 раза превышает таковую в 9–11 лет, а мальчики подвержены риску пешеходной травмы в почти 2 раза большему по сравнению с девочками. К таким факторам ученые Университета Айовы отнесли и ожирение.
В экспериментальных условиях, используя специальный симулятор, специалисты выявили, что дети с более высоким индексом массы тела выжидали меньше времени перед тем, как перейти дорогу, подходили к встречной полосе через меньшую продолжительность времени после проезда транспорта и чаще были вовлечены в столкновения по сравнению с детьми с нормальным индексом массы тела. По мнению руководителя исследования Элизабет О’Нил (Elizabeth O’Neal), это может быть связано с большей нагрузкой на суставы таких детей, что дискомфортно для них и заставляет их пренебрегать безопасностью и ускорять переход. Кроме того, ожирение в детском возрасте связано с дефицитом исполнительных функций (планирования, организации, памяти, временного менеджмента и гибкости мышления), что объясняет повышенную импульсивность и нетерпеливость.
В исследование включили 206 детей в возрасте 7–8 лет, проживающих в Бирмингеме, штат Алабама. Детям предлагали перейти дорогу по пешеходному переходу возле местной школы в условиях виртуальной инсталляции. С установленным на голове специальным прибором ребенок должен был стоять на деревянной обочине и следить за движением машин на трех 24-дюймовых мониторах. Когда ребенок считал условия безопасными для дальнейшего движения, он делал шаг, наступая на специальное устройство, запускающее программу визуализации дальнейшего движения ребенка со средней «типичной» скоростью, рассчитанной на основе существующих экспериментальных данных.
На следующем этапе ребенку предлагали выбрать наиболее безопасный пешеходный перекресток, в зависимости от поставленной цели, например догнать сбежавшую собаку или поспеть к ужину вовремя. Ученые использовали 2 модели перекрестков: пересечение 4-полосной дороги с 2-полосной в городских условиях и Т-подобное пересечение большой и малой улиц в пригороде.
Кроме большего риска, связанного с ожирением и увеличенной массой тела, специалисты выявили, что девочки более осторожны при переходе дороги, а также, что афро-американцы чаще выбирают более рискованные маршруты. Последнее ученые объяснили тем, что такие дети чаще проживали в городе с интенсивным траффиком.
- O’Neal E.E., Plumert J.M., McClure L.A., Schwebel D.C. (2016) The role of Body Mass Index in child pedestrian injury risk. Accid. Anal. Prev., 90: 29–35.
- University of Iowa (2016) Kids with high BMI more impatient and impulsive — greater risk of pedestrian injury. Medical News Today. March 9 (http://www.medicalnewstoday.com/releases/307631.php).
Анна Антонюк