Насколько эффективны графические предупреждения на пачках сигарет?

2 березня 2016 о 17:02
727

Насколько эффективны графические предупреждения на пачках сигарет?Графические изображения последствий курения на пачках сигарет действительно помогают избавиться от курения — к таким выводам пришла группа ученых из США во главе с доктором Адамом Грином (Adam Green) из Университета Джорджтауна (Georgetown University), Вашингтон.

Новые доказательства получили в рамках нейровизуализационного исследования, то есть при помощи использования новых методов картирования мозга, в данном случае — функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Как отмечают эксперты, графические предупреждения о последствиях приняты на законодательном уровне и применяются уже в более 65 стран. Считается, что подобные изображения помогают курильщикам лучше осознать последствия данной пагубной привычки, но не все исследования подтверждают это заключение. Так, например, в недавней работе, опубликованной в журнале «Communication Research», ученые под руководством доктора Николь ЛаВой (Nicole LaVoie) после обследования 335 добровольцев пришли к выводу, что подобные картинки ассоциируются с посягательством на свободу выбора и, наоборот, стимулируют курить больше.

Однако А. Грин получил противоположные результаты. В его исследовании приняли участие 19 молодых курильщиков, которым проводили функциональную МРТ во время демонстрации пачек сигарет с графическим и словесным предупреждением, что курение вызывает рак, и аналогичным, но только словесным предупреждением (для контроля). Функциональная МРТ в режиме «BOLD» (blood oxygen level dependent) позволяет посредством вычисления соотношения уровня оксигенированного и дезоксигенированного гемоглобина в мозговом кровотоке косвенно судить об изменениях в активности нейронов, так как в зонах с большей их активностью изменяется метаболизм и, соответственно, кровоснабжение.

В ходе эксперимента выявили, что при рассмотрении графических изображений последствий курения в большей степени активировались определенные зоны мозга, а именно префронтальная кора, медиальная часть височной доли, затылочная доля и миндалина. Как известно, активация первых 3 регионов ассоциирована с таким мыслительным процессом, как принятие решений, а активация миндалины — с эмоциональным откликом. При этом получается, что эмоции «усиливают» принятие решений.

Таким образом, если следовать этим наблюдениям, можно сделать вывод, что графические предупреждения мотивируют «принять решение» бросить курить. Кроме того, аверсивные (вызывающие отвращение) стимулы в виде картинок активируют участки мозга, отвечающие за память. Поскольку картинки человек наблюдает непосредственно на пачке сигарет и перед курением, они твердо ассоциируются с этой привычкой.

    • Green A.E., Mays D., Falk E.B. et al. (2016) Young adult smokers’ neural response to graphic cigarette warning labels. Add. Beh. Rep., 3: 28–32.
    • LaVoie N.R., Quick B.L., Riles J.M., Lambert N.J. (2015) Are graphic cigarette warning labels an effective message strategy? A test of psychological reactance theory and source appraisal. Commun. Res., 18 October [Epub. ahead of print].

Виталий Безшейко