Способности к изучению иностранного языка можно прогнозировать по активности головного мозга в состоянии покоя

22 січня 2016 о 11:15
836

Способности к изучению иностранного языка можно прогнозировать по активности головного мозга в состоянии покояИзучение второго языка сегодня зачастую является необходимостью, диктуемой современными реалиями. Однако если одними этот навык осваивается достаточно легко, другим следует прикладывать массу усилий и тратить множество времени для преодоления этого барьера. Ученые Университета МакГилл (McGill University), Монреаль, Канада, установили, что у способных к языкам лиц отмечается усиление связей между определенными участками головного мозга. Результаты исследования канадских ученых опубликованы на страницах «The Journal of Neuroscience».

Даже в моменты, когда человек, кажется, ни о чем не думает, его мозг продолжает активно работать: по сути, он никогда не спит. Его отдельные участки отправляют сигналы друг другу, взаимодействуя таким образом. Эти процессы можно уловить, как активность головного мозга, при помощи специальных методов диагностики, их принято называть функциональными связями в состоянии покоя.

Используя метод функциональной магнитно-резонансной томографии, канадские ученые измеряли активность разных участков головного мозга в состоянии отдыха у 15 англоязычных студентов, планирующих приступать к 12-недельному интенсивному курсу изучения французского языка. Ученые тестировали беглость речи и скорость чтения студентов до и после курса. Для оценки беглости речи у студентов подсчитывали количество уникальных слов, сказанных ими при разговоре длительностью 2 мин. Скорость чтения определяли, подсчитывая количество прочитанных слов в предоставленном тексте за минуту. Они выявили, что сила связи между некоторыми участками мозга может играть предиктивную роль в качестве маркера для успешности освоения языка.

Специалисты проанализировали связи, возникающие в состоянии покоя между двумя участками мозга, вовлеченными в формирование некоторых аспектов речи: передней части островка и лобной покрышки (ПО/ЛП), которые ассоциированы с беглостью речи, и области визуальной словоформы (ВС), важной для чтения. Таким образом, лица с более сильными связями между ПО/ЛП и верхней височной извилины левого полушария показывали лучшие результаты устной речи. У студентов с сильными связями между областью ВС и другой частью верхней височной извилины левого полушария отмечали лучшие результаты чтения.

    • Leff A.P., Schofield T.M., Crinion J.T. (2009) The left superior temporal gyrus is a shared substrate for auditory short-term memory and speech comprehension: evidence from 210 patients with stroke. Brain, 132(Pt 12): 3401–3410.
    • Newman T. (2016) Resting brain chatter predicts ability to learn second language. Medical News Today, 20 January (http://www.medicalnewstoday.com/articles/305260.php).
    • Oh A., Duerden E.G., Pang E.W. (2014) The role of the insula in speech and language processing. Brain Lang., 135: 96–103.
    • Simonyan K., Horwitz B. (2011) Laryngeal motor cortex and control of speech in humans. Neuroscientist, 17(2): 197–208.
    • van den Heuvel M.P., Hulshoff Pol H.E. (2010) Exploring the brain network: a review on resting-state fMRI functional connectivity. Eur. Neuropsychopharmacol., 20(8): 519–534.

Анна Антонюк