Дети из бедных семей подвержены более высокому риску изменений ряда структур головного мозга, ассоциированных с большей вероятностью развития у них депрессии, по сравнению с их сверстниками из обеспеченных семей. Об этом на страницах «The American Journal of Psychiatry» сообщают специалисты Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University School of Medicine in St. Louis), США.
Основой для текущего исследования послужили данные предыдущей работы американских ученых, демонстрировавшие относительное уменьшение объема серого и белого вещества головного мозга у бедных детей по сравнению с их более обеспеченными сверстниками. Также исследователи выявили, что успеваемость первых ниже таковой вторых.
Ключевой идеей исследования стало возможное влияние бедности на развитие структур головного мозга как причины нарушения у таких детей настроения и возникновения депрессии. Для ее проверки ученые проанализировали данные 105 детей в возрасте 3–5 лет. Уровень обеспеченности семьи специалисты просчитывали, учитывая ее доходы и расходы, с коррекцией на количество лиц в семье. В настоящее время федеральный уровень бедности в США составляет 24 250 дол./год на семью из 4 человек.
В возрасте 7–12 лет детям проводили сканирование головного мозга при помощи метода функциональной магнитно-резонансной томографии. В частности, ученых интересовали области гиппокампа (структуры, играющей важную роль в процессах обучения, памяти и регуляции стресса) и миндалевидного тела (участка, ассоциированного со стрессом и эмоциями).
По сравнению с детьми из обеспеченных семей у бедных детей отмечены более слабые связи между гиппокампом левого полушария и правой верхней фронтальной корой, также как и между правым миндалевидным телом и правой лингвальной бороздой. Ученые установили, что такие изменения связаны с повышенным риском возникновения депрессии в возрасте 9–10 лет. При этом, чем беднее ребенок жил в дошкольном возрасте, тем большей была вероятность ослабления указанных связей и развития у него депрессии.
Несмотря на то что ранее ученые демонстрировали возможность коррекции изменений в головном мозгу при улучшении условий жизни ребенка, результаты текущего исследования не подтвердили этого наблюдения.
- Barch D., Pagliaccio D., Belden A. et al. (2016) Effect of Hippocampal and Amygdala Connectivity on the Relationship Between Preschool Poverty and School-Age Depression. Am. J. Psychiatry, January 15 [Epub ahead of print].
- Whiteman H. (2016) Childhood poverty linked to brain changes related to depression. Medical News Today, 19 January (http://www.medicalnewstoday.com/articles/305208.php).
Анна Антонюк