Использование интерактивных электронных игрушек для развития ребенка ассоциировано с ухудшением количественных и качественных характеристик речи, по сравнению с традиционными игрушками (деревянными головоломками, резиновыми кубиками и конструкторами), а также книгами. Об этом сообщают специалисты Университета Северной Аризоны (Northern Arizona University), США, на страницах «JAMA Pediatrics».
Дизайн текущего исследования американских ученых включал анализ влияния игрушек детей в возрасте 10–16 мес на развитие их речи. В работе участвовали 26 пар родителей с их ребенком, которым предлагали использовать для игры три вида игрушек:
- электронные (детские ноутбуки, говорящие фермы и интерактивные мобильные телефоны);
- традиционные (деревянные головоломки, сортировщики форм и резиновые кубики);
- 5 настольных книг с иллюстрациями разных форм, цветов и животных.
Исследование проводили в домашних условиях, используя звукозаписывающие устройства для записи речи малыша.
Речь детей, предпочитающих электронные игрушки, характеризовалась более скудным словарным запасом, меньшим количеством оборотов речи. Родители таких малышей давали меньше ответов и использовали меньше узкоспециализированных слов, по сравнению с таковыми детей, предпочитающих традиционные игрушки и книги. Дети издавали меньше звуков во время игры с электронными игрушками. В то же время наиболее богатая речь отмечена у родителей и детей, предпочитающих чтение книг остальным видам игровой деятельности.
Авторы публикации подчеркивают, что исследование ограничено размерами выборки, сходным уровнем социоэкономической обеспеченности семей, а также принадлежностью к одной расово-этнической группе.
В то же время светящиеся или издающие шум электронные игрушки являются эффективными для развития такого качества, как внимание. Они также способны активировать рефлексы ориентировки, помогающие человеку фокусироваться на новых визуальных и звуковых раздражителях. Однако, по данным текущего исследования, электронные игрушки также ухудшают вербальный контакт между родителем и ребенком.
Сегодня родителям зачастую не хватает времени и возможностей для игры с их чадом из-за финансовых, рабочих или других трудностей. Поэтому качественная оптимизация общего времяпрепровождения очень важна для развития ребенка.
- Pediatrics JAMA (2015) How does type of toy affect quantity, quality of language in infant playtime?. Medical News Today, 24 December (http://www.medicalnewstoday.com/releases/304541.php).
Анна Антонюк