Длительное сидение перед экраном телевизора и отсутствие физической активности в юном возрасте негативно влияют на будущие когнитивные способности человека. Впервые такой эффект смогли доказать ученые Института исследований Северной Калифорнии (Northern California Institute for Research) и Медицинского центра по делам ветеранов (Veterans Affairs Medical Center), США, опубликовав результаты своего исследования на страницах «JAMA Psychiatry».
Как известно, сидячий образ жизни достоверно повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых типов рака, сахарного диабета 2-го типа и ожирения. При этом физически активные люди живут дольше и в меньшей степени подвержены депрессии, а также имеют лучшие способности к познанию нового.
Тем не менее база данных относительно долгосрочного влияния физической активности в молодом возрасте на познавательные способности в более зрелом ограничена несколькими исследованиями. Так, в 2003 г. британские ученые опубликовали выводы о наличии связи между физической активностью 30-летних людей и их когнитивным здоровьем в будущем. Результаты еще одного исследования свидетельствовали, что занятия физическими упражнениями в 36-летнем возрасте ассоциированы с более низкой скоростью снижения памяти в возрасте 43–53 лет. Остальные исследования носили ретроспективный характер.
В работе, опубликованной в «JAMA Psychiatry», американские ученые проанализировали данные 3247 лиц (мужчин и женщин, представителей европеоидной расы и афроамериканцев) в возрасте 18–30 лет — участников Coronary Artery Risk Development in Young Adults (CARDIA) Study. Специалисты рассмотрели, каким образом сидячий образ жизни с просмотром телевизионных программ, с одной стороны, и физическая активность, с другой, сказываются на состоянии когнитивных функций в старшем возрасте. Каждые 2 года–5 лет в течение периода 1985–2011 гг. участники заполняли анкеты с вопросами об их физической активности и количестве времени, потраченного на просмотр телепередач.
По окончании 25-летнего периода все участники прошли тестирование для определения их когнитивных способностей:
- тест замены цифровых символов (Digit Symbol Substitution Test), определяющий скорость обработки информации и уровень исполнительных функций (регуляция и контроль когнитивных процессов, включающих память, мышление, гибкость планирования, решение задач и проблем);
- Струп-тест (Stroop test) для определения уровня исполнительных функций;
- тест аудиторно-вербального обучения Рея (Rey Auditory Verbal Learning Test — RAVLT) для оценки вербальной памяти.
Лица, предпочитающие физической активности проведение времени перед экраном телевизора, показали худшие результаты первых двух тестов. Такое поведение в молодом возрасте ассоциировалось с меньшей скоростью обработки информации и более низким качеством исполнительной функции.
Однако ученые предупреждают о существовании ограничений исследования, в частности, в течение 25 лет некоторые участники выбывали из него, что могло повлиять на окончательный результат. Также данные о физической активности и сидячем образе жизни собирали с помощью опросников, что допускает возможность некоего лукавства с их стороны. При этом используемые объективные тесты не полностью охватывают существующие домены познавательных функций.
- Newman T. (2015) Watching TV might slow your brain. Medical News Today, 2 December (http://www.medicalnewstoday.com/articles/303433.php).
Анна Антонюк