Ограничительные меры, применяемые для реализаторов табачной продукции, действительно могут помочь в борьбе с табакокурением среди подростков. К таким выводам пришла группа ученых по изучению поведения курильщиков из корпорации «RAND» во главе с доктором Вилльямом Шеделем (William Shadel).
Исследование провели в рамках проекта RAND StoreLab, в котором смоделировали торговую точку по продаже различных продуктов, в том числе и табачных изделий. Главное внимание сфокусировали на том, как влияет реклама на риск развития привычки табакокурения и возникновения поведения, ассоциированного с ним. Эксперимент имел рандомизированный дизайн с созданием 3 разных условий видимости продуктов и их рекламы.
В США, где проводилось исследование, на точках продаж этих изделий размещены так называемые power walls, на которых размещается различная информация о табачных продуктах. В первом случае перечень табачных изделий с их ценой и рекламные постеры размещались в прямой видимости покупателя возле кассы; во втором случае — также в прямой видимости, но не возле кассы; в третьем — спрятаны так, что видеть их мог только кассир.
Выборка исследования состояла из 241 подростка, которые в порядке эксперимента получили на растраты в магазине по 10 долл. США. Всех участников случайным образом разделили на 3 группы, каждая из них помещена в разные условия, которые описывались выше. После покупок подростки заполнили специальный опросник с включением пунктов об отношении к сигаретам и риске курения в будущем.
В ходе эксперимента лица из той группы, которая делала покупки в торговой точке без «power walls», достоверно реже покупали табачные изделия, а в ходе опроса у них выявляли достоверно меньший риск курения в будущем, чем в двух других группах. С другой стороны, размещение информации о табачных изделиях не возле кассы никак не влияло на покупку сигарет и риск курения в будущем.
Следует отметить, что Украина относится к странам с наиболее высокой распространенностью табакокурения как среди взрослого населения, так и среди подростков. Ограничительные меры, например запрет продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет, запрет на рекламу, имеют лишь частичный эффект. Также, как и в США, перечень табачных изделий и их реклама находятся в прямой видимости покупателя на каждой торговой точке. Следуя результатам работы, внедрение ограничительных мер в этом контексте может значительно снизить распространенность курения среди подростков.
- Shadel W.G., Martino S.C., Setodji C.M. et al. (2015) Hiding the tobacco power wall reduces cigarette smoking risk in adolescents: using an experimental convenience store to assess tobacco regulatory options at retail point-of-sale. Tobacco Control, 23 November [Epub. ahead of print].
Виталий Безшейко