Привычный (психогенный) кашель без наличия органических причин, распространенный среди детей, эффективно лечится с помощью поведенческой терапии. Об этом сообщают специалисты педиатрического отделения Детской больницы Университета Айовы (University of Iowa Children’s Hospital), США, и Медицинского колледжа Университета Айовы (University of Iowa College of Medicine), США, опубликовав результаты своего исследования на страницах «Journal of Allergy and Clinical Immunology».
Клиническими признаками этого патологического состояния является повторяющийся частый (до нескольких раз в минуту), в некоторых случаях длительный (иногда до целого дня) кашель, который, однако, не характерен для периода сна.
Американские ученые обследовали 140 пациентов с потенциальным психогенным кашлем в возрасте 4–8 лет, получавших лечение в аллергологическом отделении больницы в период 1995–2014 гг. (58% — мальчики, средний возраст — 10 лет). У 85 пациентов симптоматика отвечала вышеприведенным критериям. У большинства участников исследования кашель описывали как громкий лающий, у 10% — более мягкий, такой как при очищении горла, 11% пациентов страдали от обоих видов кашля. Средняя продолжительность кашля до момента обращения в клинику составляла 4 мес (от <1 мес до >1 года). В качестве терапии пациенты применяли сальбутамол, глюкокортикоиды для приема per os и ингаляционно, монтелукаст, антибиотики, препараты для супрессии выделении кислоты в желудке, противокашлевые средства. Кроме того, много пациентов вынуждены были часто прибегать к медицинской помощи, а четырех лиц даже госпитализировали.
Результатом применения поведенческой терапии стало полное выздоровление 81 (95%) пациента из 85. Терапия включала следующие этапы:
- объяснение пациенту специфики привычки покашливать, которая характеризуется формированием порочного круга (кашель, провоцируемый неким раздражителем в дальнейшем, сам способствует раздражению горла);
- формирование понимания пациентом необходимости подавления позывов к кашлю как способа борьбы с ним;
- описание больному самой методики подавления кашля.
Эта методика базируется на постепенном увеличении продолжительности сдерживания кашля от ≥1 мин. Для уменьшения интенсивности раздражения пациенту предлагают вдыхать холодный влажный воздух из увлажнителя или пить теплую воду. После того, как больной смог удержаться от кашля 10 мин, его спрашивают: ощущает ли он в себе способность устоять перед кашлем? После получения утвердительного ответа пациента спрашивают: считает ли он возможным справиться с таким кашлем самостоятельно, без посторонней помощи? Такая терапия работает как самовнушение для поддержания эффекта в условиях дома.
- Swift D. (2015) «Habit Cough» in children responds to behavioral therapy. Medscape Medical News, October 28 (http://www.medscape.com/viewarticle/853348).
Анна Антонюк