Почему аутизм чаще диагностируют у мальчиков?

11 вересня 2015 о 16:29
1103

Почему аутизм чаще диагностируют у мальчиков?Ученые Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine), США, в ходе новой работы доказали, что поведение мальчиков и девочек с аутизмом значительно разниться. Они предположили, что полученные результаты подтверждают теорию о том, что клинические проявления расстройств аутистического спектра имеют гендерные особенности вследствие нейрофизиологических различий у представителей противоположных полов.

Аутизм — патология, возникающая при нарушении развития нервной системы. Ей характерны три основных симптома: нарушение социальных взаимодействий, коммуникативные трудности и присутствие повторяющихся/ограниченных движений. Известно, что некоторые виды аутизма (например синдром Аспергера) диагностируют у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Причина отмеченного гендерного дисбаланса на сегодняшний день остается неизвестной, однако некоторые ученые предполагают, что у девочек патология может проявляться менее выражено (или вообще в другой форме), чем у мальчиков.

Цель данного исследования, проведенного командой американских ученых, — изучение вышеописанной теории. Для этого они проанализировали данные 128 девочек и 614 мальчиков (возраст — 7–13 лет, IQ >70) с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Оказалось, что выраженность социальных и коммуникативных нарушений практически одинакова у всех участников, однако повторяющееся/ограниченное поведение у девочек наблюдалось значительно реже. В некоторых случаях по этому показателю они не отличались от детей без изучаемой патологии.

Для детального изучения выявленных различий в поведении участников исследователи проанализировали данные, полученные при магнитно-резонансном сканировании головного мозга 50 детей с расстройствами аутистического спектра (25 мальчиков и 25 девочек) и 38 участников с нормальным развитием (19 мальчиков и 19 девочек). Изучив сперва результаты, полученные при сканировании нормально развивающихся детей, ученые отметили гендерные различия в активности правой постцентральной и левой парагиппокампальной извилины, базальных ядер и мозжечка. Эти результаты полностью согласуются с выводами, сделанными учеными в ходе предыдущих работ, посвященных изучению структур головного мозга у детей.

Рассматривая результаты сканирования головного мозга детей с расстройствами аутистического спектра, ученые также обратили внимание на наличие гендерных различный, однако последние не характерны для нормально развивающихся детей. Так, у девочек с аутизмом отмечалось большее, чем у мальчиков, количество серого вещества мозга в области моторной коры, мозжечка, веретенообразной извилины и миндалевидного тела. Ученые отметили, что поскольку именно эти зоны контролируют двигательные функции, то выявленные структурные изменения могут быть причиной гендерных клинических различий.

Резюмируя результаты работы, авторы исследования подчеркнули, что структурные различия головного мозга у представителей противоположных полов можно рассматривать как потенциальную причину невысокой распространенности изучаемой патологии именно среди девочек. Повторяющееся/ограниченное поведение является наиболее ярким клиническим проявлением расстройств аутистического спектра, которое приводит к обращению к специалисту. Недостаточная выраженность данного симптома у девочек может провоцировать низкий уровень диагностики у них аутизма. В то же время яркое проявление повторяющихся/ограниченных движений у мальчиков может способствовать гипердиагностике аутизма, несмотря на то что такое поведение отмечают и при других неврологических расстройствах.

    • Scutti S. (2015) Autism in boys vs. girls: brain scans reveal underlying reason for gender differences in autism symptoms. Medicaldaily, Sep. 3 (http://www.medicaldaily.com/autism-boys-vs-girls-brain-scans-reveal-underlying-reason-gender-differences-autism-351218).
    • Supekar K., Menon V. (2015) Sex differences in structural organization of motor systems and their dissociable links with repetitive/restricted behaviors in children with autism. Mol. Autism, Sep. 3 [Epub ahead fo print].

Юлия Котикович