Выбор в пользу высококалорийных десертов чаще всего происходит неосознанно

4 серпня 2015 о 14:08
650

Выбор в пользу высококалорийных десертов чаще всего происходит неосознанноПричина, по которой человек из нескольких вариантов предложенных блюд вероятней всего предпочтет высококалорийный десерт, намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Несомненно, такие блюда часто отличаются высокими вкусовыми качествами, однако еще до формирования осознанного желания съесть такое угощение, подсознательные стимулы уже способствуют последующему выбору — к такому выводу пришла группа французских ученых в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Appetite».

В ходе данной работы ученые оценивали выбор пищевых продуктов, представленных в свободном доступе, сделанный 147 участниками после воздействия на них разнообразных стимулов. До начала выбора продуктов участников случайным образом распределили на четыре группы и попросили в течение 15 мин подождать в отдельном помещении. На представителей 1-й группы не воздействовали никакие сторонние стимулы, они сидели в тишине, 2-й — воздействовали обонятельные стимулы (аромат шоколадной выпечки), 3-й — слуховые (радиопередача о вреде сладкой и жирной пищи), 4-й — обонятельные и слуховые (аромат и радиопередача). Затем участников попросили зайти в помещение с различной готовой едой и выбрать себе холодную закуску, основное блюдо и десерт.

Ученые отметили, что представители 2- и 4-й групп чаще, чем другие участники, в первую очередь направлялись к высококалорийным десертами (например к вафлям) (р=0,06). Исследователи были удивлены, что участники 3-й группы были также склонны к выбору таких блюд, причем с большей вероятностью, чем представители 1-й группы (р=0,03). Ученые предположили, что это связано с тем, что люди ежедневно сталкиваются с большим количеством информации, касающейся влиянию каких-либо факторов на состояние их здоровья, и перестают обращать не нее внимание. Подсознательно воспринимаются лишь ключевые слова сообщений, например «сладкий» и «калорийный», как в случае данного исследования, но не его полный смысл. Вероятно, именно по этой причине участники 3- и 4-й групп в первую очередь выбирали высококалорийные десерты, несмотря на прослушанную радиопрограмму.

Исследователи отмечают, что размер выборки, проанализированной в данной работе, очень мал для того, чтобы делать окончательные выводы. Они надеются, что в будущем удастся провести крупное исследование, посвященное изучению особенностей выбора продуктов без осознанного решения.

    • Chambarona S., Chisina Q., Chabaneta C. et al. (2015) Impact of olfactory and auditory priming on the attraction to foods with high energy density. Appetite, June 26 [Epub ahead of print].
    • Venosa A. (2015) Our sense of smell and other surprising cues influence our decision to eat high-calorie sweets. Medicaldaily, Jul. 29 (http://www.medicaldaily.com/our-sense-smell-and-other-surprising-cues-influence-our-decision-eat-high-calorie-345182).

Юлия Котикович