От состояния кратковременной памяти у детей зависит их способность к придумыванию правдоподобной лжи

30 червня 2015 о 16:22
672

От состояния кратковременной памяти у детей зависит их способность к придумыванию правдоподобной лжиКоманда ученых из Университета Северной Флориды (University of North Florida), США, и Университета Шеффилда (University of Sheffield), Великобритания, в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в «Journal of Experimental Child Psychology», пришла к выводу, что от состояния кратковременной памяти у детей зависит их способность к придумыванию правдоподобной лжи.

Участниками данной работы стали 137 детей (возраст — 6–7 лет), которых предварительно протестировали для определения состояния вербальной и визуально-пространственной оперативной памяти. В ходе эксперимента их попросили ответить на ряд вопросов, написанных на отдельных карточках. Исследователи предупредили участников, что ответы присутствуют на обороте карточек на цветном фоне, но попросили не смотреть на них и покинули комнату для наблюдения за детьми с помощью скрытой камеры. Вернувшись, ученые попросили ответить на вопросы тех участников, которые подсмотрели правильный ответ. Кроме того, им были заданы провокационные вопросы о цвете фона, на котором был написан ответ, и наличии сопровождающей картинки. Исследователи отметили, что те дети, у которых вербальная кратковременная память была развита лучше, отвечали на провокационные вопросы неверно для маскировки своей лжи. При низких показателях изучаемого вида памяти участники правильно отвечали на дополнительные вопросы, что не позволило им скрыть факт обмана.

Что касается вербально-пространственной кратковременной памяти, то в ходе данной работы ученые пришли к выводу, что уровень ее развития не оказывает никакого влияния на способность к сочинению правдоподобной лжи. Возможно, это связано с тем, что для успешного создания лжи необходима обработка вербальной информации, а не визуальной.

Руководитель работы доктор Трейси Алловей (Tracy Alloway) отметила, что кратковременная память определяет способность к обработке информации, потому у детей с высокими показателями вербальной кратковременной памяти лучше получается обрабатывать необходимую словесно-понятийную информацию, необходимую для сочинения лжи, не вызывающей сомнений. Ученые подчеркнули, что на сегодня известно, что взрослые лгут примерно в 20% общений продолжительностью >10 мин. Результаты, полученные в ходе данной работы, позволяют утверждать, что мыслительные процессы, в частности вербальная кратковременная память, крайне важны для формирования сложных социальных взаимодействий, таких как ложь, так как она подразумевает составление рассказов из разрозненных отрывков информации на фоне постоянного удерживания во внимании правдивого варианта.

    • Allowaya T.P., McCallumb F., Alloway R.G. et al. (2015) Liar, liar, working memory on fire: Investigating the role of working memory in childhood verbal deception. J. Experiment. Child Psychol., doi: 10.1016.
    • University of North Florida (2015) Good working memory can make you a better liar. ScienceDaily, June 20 (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/06/150620113506.htm).

Юлия Котикович