Лица, заботящиеся о своем здоровье, должны помнить, что жизнь возле дорог с интенсивным движением опасна не только для любителей несанкционированных мест перехода, но и для вполне добропорядочных жителей соседних домов. Это связано не только с загрязнением воздуха выхлопными газами, но и с высоким уровнем шума из-за машин, проезжающих под окнами.
Результаты еще одного популяционного исследования ученых Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene & Tropical Medicine), Имперского и Королевского колледжей Лондона (Imperial College London and King’s College London), Великобритания, дают властям больших городов пищу для размышления. В частности, они сообщают о том, что повышенный уровень шума достоверно уменьшает продолжительность жизни человека. Эта тенденция особенно демонстративна среди лиц пожилого возраста. Своими наблюдениями эксперты поделились на страницах «European Heart Journal».
Ранее ученые Датского общества рака (Danish Cancer Society) сообщали о повышении риска смерти от ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда в течение ближайших 10 лет у людей, проживающих возле дорог, где уровень шума превышает допустимый на 10 дБ. Мете Соренсен (Mette Sorensen) с коллегами также продемонстрировали, что риск развития летального исхода от инфаркта миокарда при этом повышается на 25%.
В новом исследовании специалисты проанализировали базу данных 8,6 млн жителей Лондона за период 2003–2010 гг. Измерив уровень дорожного шума в разных точках города в дневное (07:00–23:00) и ночное (23:00–07:00) время суток, эксперты сопоставили полученные данные с показателями госпитализации от разных причин, а также смертности среди лиц в возрасте от 25 до 75 лет и лиц пожилого возраста (≥75 лет).
Установлено, что смертность населения всех возрастных групп в районах с уровнем шума ≥60 дБ превышала таковую регионов с уровнем шума <55 дБ на 4%. Как и в предыдущем исследовании, в наибольшей мере она была обусловлена сердечно-сосудистой заболеваемостью. Тем не менее, ученые также выяснили, что распространенность инсульта среди жителей шумных районов была повышена на 5%. У лиц пожилого возраста этот показатель отличался в большей мере — на 9%. Статистика, прежде всего, относилась к районам с активным дорожным движением в дневное время суток. Превышение допустимого уровня шума ночью ассоциировалось с увеличением количества случаев инсульта среди лиц пожилого возраста на 5%.
Несмотря на то что формат исследования не позволяет объяснить причинно-следственные механизмы, обусловливающие столь плачевную статистику, ученые все же предполагают, что постоянный шум ≥60 дБ способствует повышению артериального давления, увеличению стресса, а также возникновению нарушений сна.
- Поспелов Д.Л. (2012) Дорожный шум до инфаркта доведет. Укр. мед. часопис, 27 июня (http://www.umj.com.ua/article/35977).
- Halonen J.I., Hansell A.L., Gulliver J. et al. (2015) Road traffic noise is associated with increased cardiovascular morbidity and mortality and all-cause mortality in London. Eur. Heart J., June 23 [Epub ahead of print].
- London School of Hygiene & Tropical Medicine (2015) Road traffic noise linked to deaths, increased strokes: Living in an area with noisy road traffic may reduce life expectancy, according to new research. ScienceDaily, 23 June (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/06/150623200112.htm).
Анна Антонюк