Как повлиять на поведение ребенка, изменяя его рацион?

18 травня 2015 о 15:43
729

Как повлиять на поведение ребенка, изменяя его рацион?Доктор Адриан Рейн (Adrian Raine) из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), США, с коллегами на протяжении многих лет изучали особенности взаимодействия биологии человека и окружающей среды, приводящие к асоциальному и преступному поведению Homo sapiens. Будучи специалистом в области нейрокриминологии, А. Рейн собрал огромную базу данных, свидетельствующих о наличии нарушений в отделах головного мозга, отвечающих за регуляцию эмоций-стимуляторов преступления: импульсивного принятия решения, вспышек насилия и др. Базируясь на собственном опыте и информации, содержащейся в современной научной литературе, исследователь изучил возможные векторы внешнего влияния на формирование поведенческих характеристик.

Согласно результатам последнего исследования эксперта и его коллег из Отделения медсестринства Университета Пенсильвании (Penn School of Nursing), США, Национального института по изучению вопросов злоупотребления алкоголем и алкоголизма (National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism), США, а также ученых-организаторов Совместного проекта здоровья ребенка (Joint Child Health Project), Республика Маврикий, употребление пищи, обогащенной ω-3-полиненасыщенной жирной кислотой (ПНЖК), которая в большом количестве содержится в рыбьем жире, способствует уменьшению агрессивности и антиобщественного поведения у детей, даже после прекращения диеты. Результаты работы опубликованы на страницах «Journal of Child Psychology and Psychiatry».

Ранее А. Рейн провел продольное исследование, в котором участвовали дети из Маврикия. Начиная с 3-летнего возраста их включали в программу с применением познавательной стимуляции, дополнительного обогащения диеты и физических упражнений. Согласно результатам электроэнцефалографии, в 11 лет участники демонстрировали заметное улучшение мозговой функции по сравнению с контрольной группой, не участвующей в программе, а в 23 года у них отмечали снижение уровня антисоциального поведения на 34%.

Специалисты установили, что дети с плохим пищевым статусом в 3 года были более агрессивны и антисоциальны в возрасте 8; 11 и 17 лет. Это натолкнуло ученых на мысль о необходимости дальнейшего анализа особенностей диеты участников: «социальные» дети употребляли рыбы на 2,5 порции в неделю больше представителей контрольной группы.

По словам исследователей, ω-3-ПНЖК, которая содержится в рыбе, регулирует функцию нейротрансмиттеров, увеличивает длительность жизни нейрона и способствует большему разветвлению дендритов. В то же время эта кислота не вырабатывается в организме человека, он может восполнять ее запасы только в случае получения извне.

Также результаты ряда исследований свидетельствовали о способности ω-3-ПНЖК улучшать работу дорсолатеральной области префронтальной коры — участка, высокие темпы повреждения которого часто отмечают у уголовных преступников.

Следующим этапом изучения роли ω-3-ПНЖК как одного из возможных факторов влияния на формирование поведения ребенка стало проведение двойного слепого рандомизированного исследования, в котором участвовали 100 детей из Маврикия в возрасте 8–16 лет, каждому из которых было предложено в течение 6 мес ежедневно употреблять напиток, содержащий 1 г ω-3-ПНЖК. В качестве контроля использовали показатели 100 детей, получающих плацебо.

Участникам, а также их родителям предлагали оценить наличие у них/их ребенка экстернализационных характеристик, таких как антисоциальное поведение, и интернализационных — депрессии, тревоги и др. Ученые сравнили базовые и заключительные показатели, а также результаты, полученные через 6 мес после завершения программы. С помощью анализа крови специалисты определяли лиц с высоким уровнем насыщения ω-3-ПНЖК.

Через 6 мес у представителей обеих групп регистрировали уменьшение признаков антисоциального и агрессивного поведения. При этом у участников контрольной группы через 6 мес после окончания исследования изучаемые характеристики вернулись к базовому уровню, тогда как в экспериментальной группе они оставались существенно ниже: на 42% — компоненты экстернализирующего поведения и на 62% — интернализирующего.

Ученые отметили наличие схожих изменений и у родителей детей экспериментальной группы.

Несмотря на некую ограниченность выборки, специалисты утверждают, что данные их исследования открывают новые горизонты возможностей коррекции диеты как одного из методов снижения уровня поведенческих проблем.

    • Raine A., Portnoy J., Liu J. et al. (2015) Reduction in behavior problems with omega-3 supplementation in children aged 8–16 years: a randomized, double-blind, placebo-controlled, stratified, parallel-group trial. J. Child Psychol. Psychiatry, 56(5): 509–520.
    • University of Pennsylvania (2015) Omega-3: Intervention for childhood behavioral problems? ScienceDaily, 15 May (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/05/150515134827.htm).

Анна Антонюк