Изучены механизмы, лежащие в основе процесса копирования у детей с дислексией

31 березня 2015 о 18:01
605

Изучены механизмы, лежащие в основе процесса копирования у детей с дислексиейУченые Борнмутского университета (Bournemouth University), Великобритания, изучили особенности сопряжения процессов, связанных с копированием и записыванием на уроках у детей с дислексией — избирательной утраты навыков чтения при сохранении возможности обучаться. Свои выводы эксперты представили на двух международных конференциях, а также опубликовали в «Journal of Cognitive Psychology».

Согласно данным Британской ассоциации дислексии (The British Dyslexia Association), копирование текста является серьезным испытанием для лиц с указанной патологией. Тем не менее, в среднем у троих детей из каждого класса диагностирована дислексия, что составляет приблизительно 1,2 млн населения США.

Копирование — достаточно сложная процедура, требующая соотношения визуальных и когнитивных процессов, в том числе визуального кодирования, конструирования и поддержания психической репрезентации при помощи рабочей памяти, а также письменного воспроизведения материала.

Нынешняя система образования построена таким образом, что копирование с доски либо записывание услышанного — неотъемлемая часть учебного процесса. Поэтому лучшее понимание механизмов, связанных с ними — ключ к более эффективной работе с детьми, «борющимися с книгой».

В ходе текущего исследования участники должны были скопировать специально выбранные тексты-стимулы, написанные на классной доске. При помощи специального прибора-регистратора, установленного на голове ребенка, ученые изучали движение глаз.

Несмотря на то что копирование у взрослых происходит посредством кодирования целого слова, даже здоровые дети, без установленного диагноза дислексии, запоминали слова при помощи их деления на отдельные сублексические единицы (буквы/звуки, слоги и т.п.).

Полученные данные способствуют более глубокому пониманию сопряжения процессов кодирования, конструирования и репрезентации во время копирования, что дает возможность заложить фундамент для изучения проблемы развития языка у детей с дислексией.

    • Bournemouth University (2015) Classroom behaviour and dyslexia research. ScienceDaily, 30 March (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/03/150330082748.htm).
    • Laishley A.E., Liversedge S.P., Kirkby J.A. (2014) Lexical processing in children and adults during word copying. Journal of Cognitive Psychology, 20 December (http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/20445911.2014.991396#.VRqL644pro4).

Анна Антонюк