Мотивационное интервью (МИ) является специально разработанным для борьбы с зависимостями методом консультирования. Как отмечает разработчик метода Уильям Р. Миллер (William Richard Miller), доктор философии Университета Нью-Мехико (University of New Mexico), США, этот директивный, клиент-центрированный подход предназначен для поддержания поведенческих изменений путем помощи клиентам в понимании и решении амбивалентности. МИ руководствуется 4 основными принципами: выражение эмпатии, усиление противоречий (касательно зависимого поведения), избегание стимулирования сопротивления терапии, поддержание самоэффективности (то есть веры пациента в успешность избавления от зависимости).
В теории, согласно работам В. Миллера, мотивация может меняться с течением времени в зависимости от ситуации. Следовательно, обладая нужными знаниями, на нее можно оказывать существенное влияние. МИ помогает облегчить изменения в поведении клиента, однако применять этот метод следует с осторожностью, так как излишне агрессивный или конфронтационный стиль его проведения скорее вызовет негативную реакцию у человека, чем поможет ему в борьбе с зависимостью.
В новом систематическом обзоре Кокрановская группа по табакозависимости нашла доказательства эффективности этого метода в прекращении курения. Ученые просмотрели всю имеющуюся доказательную базу и отобрали для анализа 28 научных работ, проведенных в период 1997–2014 гг., с общим участием более 16 тыс. пациентов. В большинстве изучаемых исследований МИ использовали для того, чтобы развить противоречия между курением и достижением личных целей с избеганием конфронтации с пациентом. Сессии были индивидуальными, в некоторых работах их проводили по телефону. Их длительность колебалась в пределах 10–60 мин. Сравнение эффективности проводили со стандартной терапией (в основном никотинзаместительной) или краткими советами для воздержания от курения.
Согласно полученным результатам МИ достоверно повышал вероятность прекращения курения на 26%. Причем в исследованиях, в которых МИ проводили врачи, эффективность метода была значительно выше и в сравнении с контролем повышала вероятность бросить курить в 3,49 раза, в то время как при проведении МИ консультантом, прошедшим специальный тренинг, или средним медперсоналом — только на 24–25%. Интересно, что наибольший эффект МИ оказывало при небольшой длительности сессий (до 20 мин). Кроме того, проведение МИ в одну сессию имело схожий эффект по сравнению со множественными сеансами.
В целом, проведенный анализ позволил ученым прийти к следующим выводам:
- МИ действительно может помочь повысить шансы в воздержании от курения;
- больший эффект метод оказывает при его применении врачом или в условиях медицинского учреждения;
- эффект от коротких сессий продолжительностью до 20 мин больший, чем от длительных. По всей видимости, короткой сессии достаточно для того, чтобы повысить мотивацию клиента, в то время как при увеличении времени консультирования пациенты больше фокусируются на других своих целях;
- существующих данных недостаточно для того, чтобы определить наиболее оптимальное количество сессий.
Также в своих выводах ученые отмечают, что между информацией, предоставленной клиентом по поводу воздержания от курения, и объективными биохимическими методами оценки табакозависимости часто возникали противоречия. В тоже время в некоторых работах биохимические методы не использовали вовсе. Таким образом, авторская группа для «усиления» доказательной базы рекомендует в будущих исследованиях использовать биохимическое подтверждение результатов.
- Lindson-Hawley N., Thompson T.P., Begh R. (2015) Motivational interviewing for smoking cessation. Cochrane Database of Systematic Reviews, 3: CD006936.
Виталий Безшейко