Какие игры наиболее полезны для интеллектуального развития ребенка?

30 січня 2015 о 17:38
1628

Какие игры наиболее полезны для интеллектуального развития ребенка?Родители часто воспринимают игры своих детей как бессмысленное развлечение, однако ученые из Родес-колледжа (Rhodes College), Мемфис, США, в ходе нового национального репрезентативного исследования пришли к выводу, что увлечение некоторыми из них ассоци­ировано с повышением уровня познавательной активности. В частности у детей, часто играющих с пазлами, кубиками и в настольные игры, лучше способности к пространственному мышлению, чем у их сверстников, предпочитающих другие игры. Результаты работы опубликованы в «Psychological Science» — журнале Ассоциации психологических наук (Association for Psychological Science — APS).

Способность рассуждать о пространстве и представлять перемещение воображаемых объектов является необходимой частью повседневной жизни, помогающей управлять современной техникой, водить автомобиль или выполнять домашнюю работу. Особенно важны навыки пространственного мышления для достижения успеха в академических и прикладных науках, таких как инженерия, математика и архитектура. В ходе предыдущих исследований ученые уже обращали внимание на то, что некоторые игры способны ускорять развитие пространственного мышления у детей, однако соответствующие результаты, полученные путем изучения данных большой выборки, отсутствовали.

В указанной работе авторы исследования проанализировали данные 847 детей в возрасте 4–7 лет, полученные при их тестировании с помощью Шкалы интеллекта для дошкольников и младших школьников Векслера (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSI), позволяющей определить уровень когнитивных навыков. Оценку пространственного мышления проводили с помощью специального подтеста, в котором участников просили воспроизвести 2D-конструкции, используя кубики белого, красного и бело-красного цвета. Кроме того, ученые, опираясь на опросы, проведенные среди родителей, изучили игровые пристрастия детей.

Оказалось, что социально-экономический статус семьи, пол ребенка и общий уровень развития ассоциированы с тем, насколько успешно воспроизведена предложенная конструкция. Так, у детей из малообеспеченных семей конструкция получалась хуже, чем у участников из семей со средним и высоким уровнем доходов, а мальчики лучше справлялись с заданием, чем девочки. Полученные результаты сохранялись даже после учета показателей других познавательных способностей, таких как словарный запас, состояние кратковременной памяти и скорость обработки информации.

Ученые обратили внимание, что игровые пристрастия детей также оказывали влияние на то, насколько успешно они справлялись с заданием. Так, те участники, которые часто играли с кубиками и пазлами (>6 раз в неделю), показывали результаты лучше, чем дети, которые обращали внимание на такие игры 3–5 раз в неделю или вообще ими не интересовались. Никакие другие виды игр (например рисование, езда на велосипеде, увлечение мягкими игрушками) или совместные с родителями занятия (обучение письму, чтению, решение математических головоломок и др.) не были ассоциированы с развитием пространственного мышления. Исследователи отметили, что родители мальчиков чаще сообщали о том, что их дети интересуются пазлами, кубиками или настольными играми.

Механизмы, лежащие в основе выявленной взаимосвязи между предпочтением определенных видов игр и развитием пространственного мышления, требуют дальнейшего изучения, однако автор исследования доктор Джеми Джироут (Jamie Jirout) полагает, что их ценность в том, что обдуманное заполнение детского досуга способно значительно повлиять на состояние некоторых когнитивных функций. Это особенно важно для той группы детей, у которых характерны низкие показатели пространственного мышления, например у девочек или членов малообес­печенных семей.

    • Association for Psychological Science (2015) Playing with puzzles, blocks may build children’s spatial skills. ScienceDaily. January 28 (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/01/150128131323.htm).
    • Jirout J.J., Newcombe N.S. (2015) Building blocks for developing spatial skills. evidence from a large, representative U.S. sample. Psychol. Sci., January 27 [Epub ahead of print].

Юлия Котикович