В ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Frontiers», ученые из Лейденского университета (Leiden University), Нидерланды, доказали, что аромат лаванды не только обладает успокаивающими свойствами, но и повышает уровень доверия к окружающим людям.
Межличностное доверие — один из решающих факторов, определяющих инициирование, формирование и поддержание социальных отношений. Оно способствует становлению различных видов поведения, таких как социальные связи или сотрудничество, и часто рассматривается как основа общества. Поэтому увеличение количества знаний о факторах, оказывающих влияние на межличностное доверие, имеет важное значение для лучшего понимания социальной жизни.
В ходе ранних работ ученые пришли к выводу, что межличностное доверие является очень непостоянным состоянием, которое может изменяться в зависимости от ситуации. Степень доверия людей друг другу зависит от многих факторов, например настроения или самоинтерпретации. В более поздних исследованиях показано, что уровень доверия повышается при применении L-триптофана — биохимического предшественника серотонина, и нейропептида окситоцина. Кроме того, отмечено, что степень доверия, определяемая по уровню окситоцина в крови, повышалась в условиях социальной новизны и снижалась при социальной осведомленности.
В 1997 г. группа ученых из Университета Южной Бретани (Université de Bretagne-Sud), Франция, доказали, что просоциальное поведение значительно чаще отмечают в присутствии приятных запахов, чем при их отсутствии. Цель дальнейших работ — изучение изменения уровня межличностного контроля под влиянием специфических ароматов, способных оказывать воздействие на состояние когнитивного контроля. Оказалось, что успокаивающие запахи, например аромат лаванды, уменьшают чувство усталости, изменяют фокус внимания таким образом, что между людьми быстрее возникает взаимопонимание. В то же время стимулирующие запахи, такие как аромат мяты перечной, обладают стимулирующими свойствами, способствуют улучшению внимания и зрительной памяти.
Участниками данного исследования стали 90 волонтеров молодого возраста, которым предложили поиграть в игру, основанную на доверии. Участников распределили на три группы. Представители 1-й группы играли в комнате, в которой распыляли эфирное масло лаванды, которое должно было успокаивать участников, 2-й — в помещении с ароматом мяты перечной, что должно было стимулировать их внимательность и энергичность. В качестве контрольной выступала 3-я комната, в которой отсутствовали посторонние запахи.
В ходе игры один из участников — «доверитель» — получал деньги, которые он мог либо оставить себе, либо поделиться с другими участниками. После передачи денег капитал «доверителя» утраивался, а участник, получивший монеты, должен был решить — хочет ли он их вернуть. Отмечено, что участники, игравшие в комнате с ароматом лаванды, охотнее делились деньгами и отдавали большие суммы, чем находящиеся в помещении, ароматизированном маслом мяты перечной, или в комнате без посторонних запахов.
Известно, что волокна обонятельного нерва достигают медиального префронтального отдела коры головного мозга, которая, помимо прочего, контролирует развитие межличностного доверия. Исследователи полагают, что полученный результат можно объяснить успокаивающим действием лаванды, влияющим на состояние когнитивного контроля и облегчающим процесс установления доверия между людьми.
- Borreli L. (2015) Sweet smell of success: lavender essential oil scent helps build circle of trust. Medicaldaily, Jan. 15 (http://www.medicaldaily.com/sweet-smell-success-lavender-essential-oil-scent-helps-build-circle-trust-318004).
- Sellaro R., Dijk W.W., Paccani C.R. et al. (2015) A question of scent: lavender aroma promotes interpersonal trust. Front. Psychol., Jan. 13 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович