О пользе физической активности в детском возрасте для здоровья написано и опубликовано множество статей. В основном они посвящены роли физической нагрузки как средства профилактики ожирения либо сахарного диабета. Результаты исследований, опубликованные в монографии Обществом по исследованиям в области детского развития (The Society for Research in Child Development), США, раскрывают взаимосвязь между физическим здоровьем и развитием когнитивных способностей, а также успеваемостью ребенка.
В последнее время физическая активность детей заметно снизилась. Вследствие этого резко увеличилось количество лиц с ожирением, артериальной гипертензией и сахарным диабетом. Одной из ключевых проблем, рассмотренной в монографии, которая содержит результаты >20 исследований, является вопрос возросшего внимания к уровню общей успеваемости. Уделяя больше времени подготовке к академическому тестированию, дети автоматически перестают быть физически активными. В результате, что интересно, происходит ухудшение их когнитивных способностей.
За учебный год около 55,5 млн детей, проходят обучение в школах США. По результатам исследования, с учетом некоторых различий в образовательных системах разных школ за последние годы отмечена стойкая тенденция к снижению уровня физической нагрузки. Согласно существующим рекомендациям, ребенок должен уделять ≥60 мин физической активности в день. Для этого в школах регулярно проходят разнообразные мероприятия, направленные на поддержание физического здоровья. При этом в 2012 г., согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний в США (Centers for Disease Control and Prevention), только 30% школьников приняли участие в подобных акциях. Большинство школьников не участвовали ни в какой форме плановой физической активности в течение учебной недели.
Тем не менее, физически активные дети, как правило, превосходят своих неактивных ровесников во время учебы. Результаты исследования помогают разобраться в этом вопросе. Ученые выявили, что физические нагрузки способствуют развитию и увеличению объема отделов мозга, отвечающих за когнитивные способности и память. В частности, специалисты отмечали увеличение области базальных ганглий и гиппокампа у физически активных детей. У них также выявлены способности к большей концентрации внимания, по сравнению с их менее активными сверстниками. Исследователи пришли к выводам, что физические нагрузки способствуют развитию свойства головного мозга ребенка не отвлекаться на конкурирующие раздражители во время выполнения задания. Это качество помогает детям дольше оставаться сосредоточенным и продолжать исполнять задание. Специалисты также сообщают о возможности применения физической активности как немедикаментозной терапии у гиперактивных детей и детей с расстройством аутистического спектра.
По словам доктора Чарльза Хиллмана (Charles Hillman), профессора кинезиологии и здоровья населения, полученные результаты важны для работы администрации школ и соответственных правительственных органов США, поскольку именно от них зависит принятие решения о пропаганде физической активности в школе — месте, где дети проводят большую часть своего времени.
- Chaddock-Heyman L., Hillman C.H., Cohen N.J., Kramer A.F. (2014) Iii. The importance of physical activity and aerobic fitness for cognitive control and memory in children. Monogr. Soc. Res. Child Dev., 79(4): 25–50.
- Society for Research in Child Development (2014) Why does physical activity during childhood matter?. ScienceDaily, 2 December (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/12/141202135513.htm).
Анна Антонюк