Половые различия в когнитивных способностях и уровне интеллекта являются предметом изучения многих нейрофизиологических и психологических исследований. В большинстве своем их результаты сходятся в том, что женщины имеют превосходство в выполнении вербальных заданий (воспроизведение услышанного, понимание написанной или проговоренной информации, взаимоотношений между языковыми концептами и т.д.), а также в скорости восприятия, мужчины, в свою очередь, — в зрительно-пространственных и комплексных вычислительных способностях.
Также существуют научные данные, свидетельствующее о том, что до 15 лет оба пола демонстрируют одинаковые результаты при тестировании уровня интеллекта, но после этого возраста появляются небольшие различия. Такие данные, в частности, предлагают Пауль Ирвинг (Paul Irwing) и Ричард Линн (Richard Lynn) в своем систематическом обзоре и метаанализе 22 исследований, где различия в IQ по тесту «Прогрессивные матрицы Равена» между студентами мужского и женского пола составили 4–6 баллов в пользу первых.
Отметим, что эта работа, результаты которой опубликованы в 2005 г. в журнале «British Journal of Psychology», и спровоцировала серьезные научные дебаты. Например, Стив Блинкхорн (Steve Blinkhorn), специалист в области психометрии, в этом же году опубликовал статью в журнале «Nature», в которой раскритиковал используемую в систематическом обзоре методологическую базу и подчеркнул, что если бы эти данные были правдивы, то количество женщин, занимающихся наукой, было бы гораздо меньшим. Автор намекнул и на большое представительство женщин в Гарвардском университете, в котором на момент публикации (и по сегодняшний день) пост директора занимает женщина. Кроме того, С. Блинкхорн отметил, что данные о превосходстве мужчин в IQ противоречат консенсусу, существующему уже более 50 лет: единственное различие заключается в том, что у мужчин уровень интеллекта имеет большие вариации от среднего значения, чем у женщин.
В свежем метаанализе трое ученых из Венского университета (Австрия) — Улрих Тран (Ulrich Tran), Агнес Хофер (Agnes Hofer) и Мартин Ворачек (Martin Voracek) — совершили попытку выявления различия между полами в интеллектуальных способностях, но уже не на основании измерения IQ, а оценки «общих знаний», то есть широкодоступных культурно-опосредованных знаний, не требующих глубокого изучения.
Для этого они проанализировали результаты исследований, в которых использовали «General Knowledge Test» (то есть тест для оценки общих знаний — «GKT»). Этот тест состоит из 216 вопросов по 19 различным областям знаний. Все области знаний в тесте сгруппированы в 6 больших доменов: существующее положение дел (политика, финансы, история, открытия, география, спорт), мода (мода, популярная музыка, фильмы), семья (медицина, приготовление пиши), физическое здоровье (биология, игры, спорт), творчество (литература, искусство, классическая музыка) и наука (общие научные знания, история науки).
Анализ результатов 5 исследований, проведенных в Хорватии, Германии, Великобритании и США со средним возрастом участников 15–20 лет, показал, что юноши превосходили девушек по общему баллу, полученному по тесту. В частности, юноши набрали большее количество баллов по всем областям знаний домена «существующее положение дел», а также играм, спорту и общим научным знаниям, а девушки — по домену «мода» и «семья», а также по классической музыке и искусству.
Отметим также, что анализ результатов этого теста подтвердил большую вариативность уровня знаний у мужчин в сравнении с женщинами, то есть количество набранных баллов у женщин приближалось к среднему значению, в то время как многие из мужчин набрали очень много и очень мало баллов.
По мнению ученых, большее количество набранных баллов по тесту у юношей в целом и различия между полами в набранных баллах по различным доменам объясняется, главным образом, различиями в процессе обучения и селекции предметов для более детального изучения в школах и колледжах среди полов. Именно эти два фактора, а также знания, которые передали детям родители, коррелировали с половыми различиями в общих знаниях. Другими словами, различия в том, что следует изучать, а что нет, формируются у мальчиков и девочек не только в школе, но и родителями в дошкольном возрасте. Эти различия и показал тест «GKT».
Таким образом, авторы подчеркивают, что, вероятно, эти различия не биологически обусловлены, а являются результатом социальных ролей мужчин и женщин. Социокультуральные факторы служат своеобразным барьером для академических успехов у женщин, что и выявляют подобные исследования.
- Blinkhorn S. (2005) Intelligence: A gender bender. Nature, 438: 31–32.
- Irwing P., Lynn R. (2006) Intelligence: Is there a sex difference in IQ scores? Nature, 442: E1.
- Irwing P., Lynn R. (2010) Sex differences in means and variability on the progressive matrices in university students: A meta-analysis. British J. Psychology, 96(4): 505–524.
- Tran U.S., Hofer A.A., Voracek M. (2014) Sex Differences in General Knowledge: Meta-Analysis and New Data on the Contribution of School-Related Moderators among High-School Students. PLoS ONE, 27 October [Epub ahead of print].
Виталий Безшейко