Ученые из Медицинской школы Файнберга Северо-Западного Университета в Чикаго (Northwestern University Feinberg School of Medicine), США, в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в «JAMA Ophthalmology», пришли к выводу, что наличие амблиопии в раннем детском возрасте может приводить к нарушению визуально-слуховой интеграции речи и изменению восприятия языка.
Авторы исследования отметили, что ранее специалисты были уверены, что амблиопия влияет лишь на остроту зрения и стереопсис — способность к бинокулярному зрению. Однако в результате исследования стало известно, что такое функциональное нарушение зрения оказывает влияние и на другие сенсорные системы. Так, распознавание речи включает не только слуховую идентификацию звуков, но и обработку зрительных образов лица и движений рта собеседника.
В ходе данной работы ученые использовали прием известного феномена оптической иллюзии — эффект Мак-Гурка, для воспроизведения которого участникам предлагают одновременно прослушать аудиозапись, на которой беспрерывно повторяется слог «па», и посмотреть видео, на котором человек беззвучно артикулирует так, как будто произносит слог «ка». В таких условиях 85–90% участникам с нормальной обработкой слуховых и зрительных образов кажется, что человек на видео произносит слог «та».
Для того чтобы оценить влияние амблиопии на восприятие речи, ученые проанализировали воспроизведение эффекта Мак-Гурка у 33 детей (средний возраст — 7 лет). У 24 детей (1-я группа) ранее диагностирована амблиопия, и на момент исследования некоторые из них уже получили необходимое лечение, у оставшихся 9 (2-я группа) никогда не наблюдалось проблем со зрением. У участников с амблиопией острота зрения на непораженном глазу соответствовала норме. В работу не были включены дети с патологией слуха, неврологическими расстройствами или нарушениями развития.
Оказалось, что эффект Мак-Гурка наблюдался у всех участников 2-й группы и только у 11 (45,8%) участников 1-й группы (относительный риск (ОР) 22,3; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,2–426,0; р=0,005). Авторы исследования не выявили наличия взаимосвязи между этиологией амблиопии и нарушением визуально-слуховых функций. Ретроспективно ученые распределили участников с амблиопией на две группы: 1-ю группу составили дети, которым диагноз установлен до достижения ими 5-летнего возраста, 2-ю — после. Оказалось, что у участников 1-й группы, получивших необходимое лечение до 5-летнего возраста (n=3), наблюдался эффект Мак-Гурка, в то время как оптическая иллюзия возникала лишь у 3 (18,8%) детей с нелеченной патологией (ОР 27,0; 95% ДИ 1,1 –645,0; р=0,02). Исследователи отметили, что у всех детей 2-й группы возникала иллюзия Мак-Гурка.
Учитывая полученные результаты, авторы исследования подчеркнули, что в раннем детском возрасте происходит наиболее активное развитие зрительно-слуховых функций, поэтому своевременное устранение амблиопии является важным фактором, способным повлиять на когнитивный уровень ребенка. Они отметили, что специалисты и родители должны помнить, что у ребенка с амблиопией нарушено распознавание речи, вследствие чего у него могут ошибочно диагностировать дислексию или расстройства аутического спектра. Они указали на необходимость проведения скрининга амблиопии в раннем возрасте, который приведет не только к улучшению зрения, но и будет способствовать успешному обучению и лучшему развитию речевых навыков.
Руководитель исследования доктор Раджен У. Десаи (Rajen U. Desai) указал на наличие некоторых ограничений в работе. Поскольку часть исследования проводилась ретроспективно, дети не проходили аудиологического тестирования, у них не определяли навыки понимания текста. Он считает целесообразным проведение исследований, которые позволят оценить влияние амблиопии на уровень развития детей с речевыми нарушениями или аутизмом.
- Burgmeier R., Desai R.U., Farner K.C. et al. (2014) The effect of amblyopia on visual-auditory speech perception. JAMA Ophthalmol., September 11 [Epub ahead of print].
- Garcia J. (2014) Amblyopia in early childhood may alter speech perception. Medscape, September 15 (http://www.medscape.com/viewarticle/831686).
Юлия Котикович