По рисункам можно оценивать интеллектуальное развитие ребенка

22 серпня 2014 о 20:30
1355

В современном мире все больше родителей, чрезмерно опекающих своих детей, все их внимание сфокусировано только на детях и на контроле их развития как физического, так и умственного. Для оценки всех показателей разработано множество тестов, которые чаще всего слишком сложные, для того чтобы их использовать в домашних условиях. Ученые из Королевского колледжа Лондона (King’s College London), Великобритания, выявили, что по результатам простого рисуночного теста можно предположить, каким будет умственное развитие ребенка в ближайшие 10 лет.

Рисование — это чрезвычайно древний вид активности. Возраст наиболее старых рисунков, которые удалось выявить архео­логам, составляет ≈15 тыс. лет. Через рисунок люди во все времена своей истории старались передать свои мысли и эмоции. Способность воспроизводить фигуры — это уникальное умение человека и простейшая когнитивная активность. Рисование стало основой письменности, которая является видовой способностью к хранению информации и одним из основных условий возникновения цивилизации.

По условию теста ученые просили детей нарисовать человека. Полученный рисунок оценивали по 12-балльной шкале, обращая внимание на детализацию изображения. Если на рисунке присутствовали элементы лица (глаза, нос и т.д.) и части тела (шея, волосы, руки, ноги), ребенок получал дополнительные баллы. Дети, которым на момент исследования исполнилось 4 года, проходили вербальный и невербальный тест, позволяющий оценить уровень умственного развития.

Спустя 10 лет, когда дети достигли 14-летнего возраста, для анализа умственного развития ученые провели еще одно вербальное и невербальное тестирование. Они выявили, что результаты рисуночного теста умеренно коррелировали с их уровнем интеллектуального развития в подростковом возрасте. Авторы исследования под руководством доктора Розалин Арден (Rosalind Arden) отметили, что рисуночный тест впервые предложили в 1920-х годах, его часто использовали во многих исследованиях, потому его корреляция с уровнем когнитивных способностей 4-летних детей была ожидаемой. Однако тот факт, что по результатам рисуночного теста можно прогнозировать развитие ребенка в течение 10 лет, оказался неожиданным.

Ученые подчеркнули, что родители, чьи дети плохо рисуют, могут не волноваться, поскольку на успешность в данном виде активности влияет не только интеллектуальный уровень, но и другие факторы (как генетические, так и экологические). Участниками данной работы стали 7700 пар близнецов, и тот факт, что рисунки детей одной пары часто очень похожи, может свидетельствовать о влиянии генетической предрасположенности. Однако, кроме этого, на способности к рисованию влияют особенности характера, умение держать карандаш и многие другие факторы, изучить которые предстоит в ходе следующих работ.

Родители, руководствующиеся различными методиками для повышения умственного развития ребенка, могут успешно их использовать, но до определенного момента. Ключевую роль в обучении ребенка играет его личное любопытство и заинтересованность. В ходе предыдущих исследований ученые отметили, что постоянно инструктируя детей о том, как обращаться с различными предметами, родители лишь учат их использовать, но полностью устраняют элемент игры, которая стимулирует творческие способности и делает ребенка умнее.

Arden R., Trzaskowski M., Garfield V. et al. (2014) Genes influence young children’s human figure drawings and their association with intelligence a decade later. Psychological Science, Aug. 20 [Epub ahead of print].

Rivas A. (2014) A Drawing test at 4 years old may predict intelligence at 14, but don’t worry if your child isn’t the next Da Vinci. Medicaldaily, Aug. 18 (www.medicaldaily.com/drawing-test-4-years-old-may-predict-intelligence-14-dont-worry-if-your-child-isnt-next-da-298582).

Юлия Котикович