Многочасовая практика — не залог успеха

1 серпня 2014 о 17:19
537

Многочасовая практика — не залог успехаСпециалисты из Западного резервного университета Кейза (Case Western Reserve University), Кливленд, штат Огайо, США, в ходе нового исследования под руководс­твом доктора Брук Н. Макнамара (Brooke N. Macnamara) опровергли 20-летнюю теорию о том, что для достижения высоких показателей в любой сфере деятельности необходимы длительные тренировки. Результаты работы представлены онлайн в журнале «Psychological Science»

Идея о том, что практика является ведущим фактором в достижении высоких результатов впервые была высказана шведским психологом К. Андерс Эриксон (K. Anders Ericsson) в 1993 г. Она и ее коллеги предположили, что различия в количестве практики является единственной причиной разного уровня квалификации у специалистов. Они опросили студентов, изучающих игру на скрипке, и определили, что успехи тех из них, которые тренировались >10 тыс. ч были значительно лучше, чем у их сокурсников, практиковавшихся <10 тыс. ч. Широкую известность данной идее принесла книга канадского социолога Малкольма Гладуэлла «Аутсайдеры: История успеха» (в русскоязычном переводе — «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?»), в которой автор утверждает, что для того, чтобы стать экспертом в какой-либо области, необходимо практиковаться ≥10 тыс. ч.

В ходе данной работы исследователи выявили, что практика повышает уровень мастерства в разных сферах деятельности в среднем лишь на 12%. Так, длительные тренировки улучшали показатели в играх на 26%, в игре на музыкальных инструментах — 21%, в спорте — на 18%, в общеобразовательных дисциплинах — на 4% и в профессиональных навыках — 1%. Эти результаты основаны на анализе 9331 научной статьи о практике и получении навыков. Особенно детально исследователи оценили данные, представленные в 88 статьях, в которых содержалась информация о количестве времени, затраченном на многократные повторения. Ученые подчеркнули, что информация из опросов и анкетирования, касавшаяся часов тренировок, в начале каждого исследования отличалась крайней неточностью, поскольку участники часто понимали под этим не только сами упражнения, но и сопутствую­щие и подготовительные действия. Однако с течением времени, когда участники стали способны точно оценивать время, проведенное за практическими занятиями, стало понятно, что регулярные упражнения оказывают очень мало влияния на уровень полученных результатов.

Автор исследования призывает не воспринимать полученные выводы слишком буквально. Практика — это важная и необходимая часть для формирования навыков, однако не настолько важная, как считалось ранее. Какова роль профессионального опыта для мастерского освоения какого-либо предмета на данный момент неясно. В ходе следующих работ ученые собираются выяснить, какие факторы способствуют совершенствованию мастерства в различных сферах. Они надеются изучить влияние таких факторов, как базовые способности, возраст начала занятий, уверенность, позитивный или негативный опыт, самомотивация и способность рисковать. Известно, что опытный музыкант может играть перед большим скоплением людей гораздо хуже, чем менее тренированный, но более уверенный. Так что многочасовая практика — это еще не залог успеха.

    • Case Western Reserve University (2014) It takes more than practice to excel. ScienceDaily, July 28 (http://www.sciencedaily.com/releases/2014/07/140728094258.htm).
    • Macnamara B.N., Hambrick D.Z., Oswald F.L. (2014) Deliberate Practice and Performance in Music, Games, Sports, Education, and Professions. A Meta-Analysis. Psychological Science, July 1 [Epub ahead of print].

Юлия Котикович