В ходе нового исследования ученые из Королевского детского госпиталя (Royal Children’s Hospital), Виктория, Австралия, установили, что у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), по сравнению с их здоровыми ровесниками, значительно чаще возникают проблемы с речевым развитием, что оказывает критическое влияние на уровень их академической успеваемости. Результаты работы были опубликованы онлайн в журнале «Pediatrics».
Специалистам давно известно, что для детей с СДВГ часто характерны проблемы с социальными взаимодействиями и невысокий уровень успеваемости в школе. Кроме того, у пациентов с подобной патологией, по всей видимости, в результате особенностей неврологического развития повышен риск возникновения проблем с речью. Однако до сих пор оставалось непонятно, каково влияние проблем речевого развития в возникновении данных нарушений. Изучение этого вопроса и стало целью исследования австралийских ученых. Для этого они обследовали 212 здоровых детей и 179 — с СДВГ (возраст — 6–8 лет) из 43 школ Мельбурна, Австралия.
Для оценки речевого развития исследователи использовали тестирование для Клинической оценки основ языковых способностей (Clinical Evaluation of Language Fundamentals — 4), уровень академической успешности определяли с помощью тестов общего развития (Wide Range Achievement Test), адекватность социальных взаимодействий — с помощью Social Skills Improvement System.
В ходе работы оказалось, что у детей с СДВГ, даже с учетом социодемографических характеристик и сопутствующих заболеваний, в 3 раза чаще отмечают проблемы речевого развития (относительный риск (ОР) 2,8; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,5–5,1). Несмотря на это только половину детей с СДВГ и речевыми проблемами обследовали логопеды, и 25% из них регулярно посещали профильного специалиста. Они подчеркнули, что механизм, лежащий в основе коморбидности между СДВГ и нарушениями речевого развития, является комплексным и не может быть окончательно определен в ходе данной работы. Возможно, речевые проблемы являются фактором риска фенотипической реализации СДВГ или же у двух заболеваний имеются общие биологические этиологические влияния.
Ученые отметили, что сочетание СДВГ и нарушений речевого развития действительно отрицательно влияло на показатели школьной успеваемости, однако аналогичного влияния на социальные взаимодействия не выявлено. Исследователи установили, что у детей с СДВГ и речевыми нарушениями средний балл по чтению, математическим вычислениям и общей академической успешности составил соответственно –11,6 (95% ДИ –16,4… –26,9; величина эффекта (ВЭ) –0,7), –11,4 (95% ДИ –15,0… –7,7; ВЭ –0,8) и –10,1 (95% ДИ, –14,0… –6,1; ВЭ –0,7) по сравнению с участниками, у которых также отмечали признаки СДВГ, но не выявляли нарушений речевого развития.
Ученые отметили, что наличие устойчивой ассоциации между речевыми нарушениями и академической успешностью позволяет рекомендовать направлять детей с СДВГ, значительно отстающих в учебе, на консультацию к специалисту. В ходе дальнейших исследований они собираются изучить влияние коррекции речевых нарушений на школьную успеваемость.
- Barclay L. (2014) Language and school problems linked in ADHD. Medscape, April 21 (http://www.medscape.com/viewarticle/823954).
- Sciberras E., Mueller K.L., Efron D. et al. (2014) Language problems in children with ADHD: A Community-Based Study. Pediatrics, April 21 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович