По мнению ученых из Северо-восточного университета (Northeastern University), США, звуковые структуры всех языков, распространенных на планете, являются продуктом врожденного биологического инстинкта. Именно поэтому все дети с легкостью могут овладевать иностранными языками и способны отличить существующее слово, произнесенное на любом языке, от бессмысленного набора звуков.
Речь — одна из наиболее ярких особенностей человеческой популяции, которой нет больше ни у одного живого существа на планете. Несомненно, что животные также имеют свои методы для общения: всем знакомо пение птиц и вой диких животных. Даже у дельфинов существует собственный способ коммуникации с помощью подводных звуковых импульсов. Однако ни один из этих методов не является столь сложным, уникальным и разнообразным, как человеческая речь. Несмотря на то что в мире существует множество языков, во всех из них есть схожие сочетания звуков, которые делают их уникальными для человека. Эти фонетические комбинации часто повторяются и есть даже в языках, носители которых долгое время жили изолированно. Недавно ученым удалось ответить на вопрос: почему слова и комбинации звуков на различных языках имеют знакомое звучание для всех людей? Почему мы может точно определить, что является словом на незнакомом языке, а что — бессмысленным набором звуков, даже если никогда ранее не слышали этого языка?
В ходе данной работы исследователи намеревались узнать, связана ли способность человека отличать реально существующие слова от набора звуков, от его знания языка, или это является универсальным навыком и частью человеческих инстинктов. В предыдущих исследованиях ученые пришли к выводу, что дети начинают учить язык еще во внутриутробный период, однако вопрос о том, с каким количеством знаний о языке они рождаются, остается открытым.
В данном исследовании ученые с помощью инфракрасной спектроскопии изучали изменения в оксигенации коры головного мозга у итальянских новорожденных детей, которым включали записи с существующими словами и с бессмысленным набором звуков. Так, в этих записях присутствовали фонетические комбинации, которые часто встречаются во всех языках, например «блиф», и редкие сочетания, такие как «лбиф». Оказалось, что юные участники по разному реагировали на «правильные» и «неправильные» слова, тем самым проявляя понимание различий. Схожие результаты были получены при изучении реакции на записи взрослых людей. Однако дети до начала эксперимента не изучали язык, они еще даже не произносили первых слов, однако ощущали, как должны звучать слова. Ученые полагают, что полученные результаты демонстрируют, что дети рождаются с базовыми фундаментальными знаниями о звуковой структуре человеческой речи.
В ходе предыдущих работ ученые исследовали взаимосвязь речи и генов человеческой ДНК. Известный лингвист Ноам Чомски (Noam Chomsky) предложил теорию Универсальной Грамматики. Согласно этой теории как языковые, так и грамматические способности являются врожденными. Новорожденный ребенок легко воспринимает предложенный ему язык только потому, что у него уже есть универсальные языковые знания. Данная теория была дополнительно подтверждена открытием гена FOXP2, мутация которого приводит к возникновению речевых трудностей.
- Dovey D. (2014) Understanding sound patterns in language is part of human instinct, according to researchers. Medicaldaily, Apr. 8 (http://www.medicaldaily.com/understanding-sound-patterns-language-part-human-instinct-according-researchers-275314).
Юлия Котикович