Использование электронных устройств во время обучения негативно сказывается на успеваемости

12 лютого 2014 о 10:33
625

В эпоху цифровых технологий записи, сделанные карандашом в блокноте, быстро устаревают, а использование ноутбуков или планшетных компьютеров для конспектирования лекций становится распространенной практикой. Однако ученые Университета Калифорнии (University of California), Лос-Анджелес, США, в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Psychological Science», вы­явили, что использование электронных устройств во время обучения негативно сказывается на успеваемости. В то же время привычка записывать информацию в тетрадь, наоборот, улучшает память и способствует лучшему пониманию изучаемого предмета.

Конспектирование — это практический путь накопления и сохранения информации, не требующий затрат большого количества времени и усилий. Однако с развитием современных технологий для многих людей, привыкших делать заметки, встает вопрос выбора носителя информации: бумага или электронное устройство? Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Так, любители рукописных записей отмечают гибкость и контролируемость последних, однако указывают на ограниченные возможности обработки. При наборе текста исключается вероятность потери его части и улучшается читабельность. Учитывая то что использование ноутбуков для конспектирования становится все более популярным среди студентов, исследователи решили выяснить, как это влияет на познавательные процессы и существует ли различия в усвоении изучаемого материала, записанного в тетрадь или набранного на клавиатуре. Для этого ученые под руководством Пэм Мюллер (Pam Mueller) и Даниэля Оппенгеймера (Daniel Oppenheimer) провели эксперименты в два этапа.

В ходе 1-го этапа исследования группу студентов попросили прослушать лекцию и законспектировать ее, используя привычные носители информации. Через 1,5 ч участники проходили тестирование, в ходе которого оценивали их способность к воспроизведению услышанной информации и степень ее понимания. Ученые обратили внимание на то, что вне зависимости от способа конспектирования все участники запомнили приблизительно равное количество фактов, однако общую идею лекции лучше усвоили те, кто записывал вручную. Специалисты Ассоциации психологических наук (Association for Psychological Science — APS) предположили, что это может быть связано с тем, что студенты, использующие ноутбуки, успевают записывать большее количество информации, которая может пригодиться им в будущем, однако чаще всего это сводится к дословной бессмысленной транскрипции, что снижает степень понимания. Ученые с удивлением выявили, что даже после того, как пользователям ноутбуков сказали не записывать лекцию слово в слово, они продолжали делать стенографические заметки, что значительно снижало качество обучения.

На 2-м этапе исследования участники отвечали на вопросы теста через 1 нед после лекции. И если в ходе 1-го этапа эксперимента ученые смогли проанализировать внимание студентов, то в ходе 2-го — память. Оказалось, что и через 1 нед студенты, использовавшие для конспектирования блокнот и карандаш, показали значительно лучшие результаты в запоминании и понимании материала, чем их соученики, предпочитавшие электронные устройства. Исследователи предположили, что при вводе текста на клавиатуре происходит бездумная обработка информации, чего не скажешь о создании записей с использованием бумаги и чернил.

Проанализировав результаты, полученные в ходе экспериментов, исследователи предположили, что рукописное конспектирование лекций ассоциировано с лучшим качеством обучения и в долгосрочной перспективе обеспечивает запоминание и понимание основных идей полученной информации. В то же время они подчеркнули, что конспектирование с помощью ноутбука не затрудняет процесс обучения, но и не улучшает его. В ходе аналогичного исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Intech», ученые доказали, что при письме возникает обратная связь между головным мозгом и двигательной активностью. Эта связь отличается от той, которая возникает при прикосновении к клавишам клавиатуры, она оставляет моторную память в сенсомоторной зоне мозга, что позволяет человеку распознавать буквы и устанавливать связь между чтением и письмом. Кроме того, запись текста занимает больше времени, чем его набор на клавиатуре, так что временной аспект также может сказываться на процессе обучения.

В целом ученые пришли к выводу, что люди, привыкшие делать заметки с помощью электронных устройств, подвержены риску бездумной обработки данных. В то же время старомодный метод конспектирования стимулирует память, способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Они надеются, что карандаши и блокноты станут более популярны среди студентов с учетом того, что это способствует повышению уровня когнитивных процессов.

    • Borreli L. (2014) Why using pen and paper, not laptops, boosts memory: writing notes helps recall concepts, ability to understand. Medicaldaily, Feb. 6 (www.medicaldaily.com/why-using-pen-and-paper-not-laptops-boosts-memory-writing-notes-helps-recall-concepts-ability-268770).
    • Mangen A., Velay J.-L. (2010) Digitizing Literacy: Reflections on the Haptics of Writing. Advances in haptics, p. 385–402 (www.intechopen.com).

Юлия Котикович