Что способствует успешному обучению — наказание или поощрение?

29 листопада 2013 о 09:44
765

Постоянно изменяющиеся условия современного мира заставляют людей извлекать уроки как из положительных, так и из отрицательных реакций на свое поведение — иными словами, как из поощрения, так и из наказания. Ученые из Неймегена, Нидерланды, в ходе нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале «Neuron», доказали, что отношение к прошлым поощрениям и наказаниям зависит от уровня серотонина и дофамина и определяется генетически.

Некоторые специалисты полагают, что уровень дофамина и серотонина частично определяет отношение человека к наказанию и поощрению. Оба они играют важную роль в контроле поведения и принятии решений. Считается, что данные нейротрансмиттеры играют роль подкрепления в процессах обучения. Ученые проанализировали влияние серотонина и дофамина на мотивацию. Для оценки влияния генов SERT и DAT1, определяющих уровень серотонина и дофамина соответственно, они использовали простую компьютерную игру. Оказалось, что DAT1 определяет способность к обучению в долгосрочной перс­пективе, в то время как SERT — в краткосрочной.

Участниками данной работы стали 700 человек, у которых предварительно установлен вариант генов SERT и DAT1. В ходе исследования оценивали способность людей изменять стратегию своей игры после получения поощрения или наказания. Игроки должны были быстро выбирать один или два символа. Символ А обычно означал победу, В — поражение. Через некоторое время после начала игры правила неожиданно изменяли. В ходе работы ученые имели возможность анализировать гибкость участников в плане корректировки ими своего выбора после изменения правил, а также уровень их импульсивности после получения неожиданных результатов.

Авторы исследования отметили, что участники использовали различные стратегии игры, что в значительной мере зависело от генетических факторов. Скорость изменения своего предыдущего выбора после получения наказания определялась вариантом гена SERT, а способность остановить себя от выбора ранее поощряемого варианта зависела от гена DAT1.

В ходе данного исследования стало известно, что и серотонин, и дофамин определяют гибкость психических процессов после наказания или поощрения. Известно, что множество нейропсихиатрических заболеваний сопровождаются нарушением уровня данных нейромедиаторов, что приводит к нарушению гибкости процессов и возникновению болезни Паркинсона, тревожности или различных видов зависимости. Авторы исследования полагают, что полученные результаты не только доказывают влияние генетических факторов на выбор поведения, но и способствуют лучшему пониманию взаимосвязи между химическими веществами в головном мозгу и поведением здоровых людей, что поможет в будущем лучше понять этиологию нервно-психических патологий.

    • Ouden H.E.M., Daw N.D., Fernandez G. et al. (2013) Dissociable Effects of Dopamine and Serotonin on Reversal Learning. Neuron, Nov. 21 [Epub ahead of print].
    • Radboud University Nijmegen (2013) Who learns from the carrot, and who from the stick? ScienceDaily, Nov. 21 (www.sciencedaily.com /releases/2013/11/131121125818.htm).

Юлия Котикович