Занятия музыкой в раннем возрасте оказывают влияние на созревание мозга, в частности тех его отделов, которые отвечают за исполнительные функции и понимание, обработку и воспроизведение языка — к такому выводу в ходе нового исследования пришли ученые Пекинского педагогического университета (Beijing Normal University), Китай, и Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), Кембридж, США, сравнив толщину коры правой верхней височной извилины и предклинья у людей, начавших заниматься музыкой до и после достижения 7-летнего возраста. Руководитель исследования доктор Юнксин Ванг (Yunxin Wang) доложил о результатах работы на собрании сообщества Нейронаук (Society for Neuroscience — SfN), прошедшем в Сан Диего, США.
Участниками данной работы стали 48 человек (из них — 40 женщин), которые в детском возрасте занимались изучением музыки. Срок обучения составил 1 год–16 лет. Структуру мозга оценивали исходя из данных, полученных в результате магнитно-резонансного исследования. В зависимости от того, в каком возрасте участники начали заниматься игрой на музыкальных инструментах, их распределили на две группы: в 1-ю группу вошли лица, начавшие обучение до, во 2-ю — после достижения ими 7-летнего возраста. Средний возраст начала занятий составил 7,58 года. В ходе исследования измеряли толщину коры больших полушарий и объем серого вещества, а затем проводили регрессионный анализ, где в качестве предиктора изменений анатомии головного мозга оценивали влияние возраста начала обучения игры на музыкальных инструментах. Исследователи принимали во внимание пол, внутричерепной объем и длительность занятий.
Оказалось, что у участников 1-й группы была толще кора передней части поясной извилины и больше объем правой лингвальной извилины, кроме того, у них была тоньше кора в правой латеральной затылочной области. Ученые отметили, что, несмотря на то, что в ходе данной работы стало известно, что чем младше человек, тем более заметное воздействие на его мозг оказывает музыка, нельзя не принимать во внимание результаты предыдущих исследований, доказавших не менее благотворное ее влияние на состояние когнитивных функций в пожилом возрасте. Конечно, в детском возрасте выше потенциал к изменению головного мозга. Как известно, такие великие композиторы, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен и Франц Шуберт, начали заниматься музыкой до 7-летнего возраста.
Ученые отметили, что их работа имеет некоторые ограничения, в частности все участники были жителями Китая. Однако они надеются, что в следующих исследованиях у них будет возможность проанализировать интернациональную группу, добавив, по меньшей мере, участников англоязычных стран.
Комментируя данную работу, доктор Готтфрайд Шлауг (Gottfried Schlaug) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) в Бостоне, США, отметил, что в ходе данной работы все же не удалось определить, что было первичным: занятия музыкой или определенный тип анатомии головного мозга. Однако он добавил, что интенсивное обучение с течением времени действительно способно приводить к структурным изменениям мозга.
- Petrochko C. (2013) Music training for tots may boost brain. MedPage Today, Nov. 12 (www.medpagetoday.com/MeetingCoverage/SFN/42868).
Юлия Котикович