Несоблюдение детьми режима сна приводит к возникновению расстройств поведения

21 жовтня 2013 о 16:49
1082

Ученые из Университетского колледжа Лондона (University College London — UCL), Великобритания, в ходе нового лонгитудинального исследования выяснили, что у детей, которые ложатся спать позднее 21:00 или каждый день в разное время, чаще наблюдаются нарушения поведения. Однако данные нарушения являются обратимыми и полностью исчезают при соблюдении ребенком режима сна. Результаты исследования опубликованы в журнале «Pediatrics».

Уровень здоровья и развития ребенка в течение первых лет жизни определяет его состояние в течение всей последующей жизни. Поэтому целью множества исследований, направленных на улучшение общественного здоровья, является определение и изучение модифицируемых факторов, которые предположительно могут оказывать значительное влияние на состояние органов и систем в раннем возрасте. Известно, что развитие ребенка происходит под влиянием отдельных условий среды, и не последнюю роль в этом процессе играет семейное обучение и воспитание в широком социальном смысле. Распорядок сна в детстве — это часть семейной жизни, сформированной под влиянием множественных биологических и социальных воздействий, а недостаток сна или нерегулярный его график рассматривается многими специалистами как потенциальный стрессовый фактор, имеющий физиологические и психологические последствия. Так, в ходе некоторых исследований выявлено наличие взаимосвязи между клинически диагностированными расстройствами сна и развитием поведенческих нарушений. Однако в доклинических стадиях направление данной взаимосвязи остается спорным: нарушение поведения приводит к расстройствам сна или наоборот? Поиск ответа на этот вопрос и стал целью данной работы.

Участниками исследования стали 10 230 7-летних детей из Великобритании. Распорядок их сна оценивали в возрасте 3, 5 и 7 лет, наличие проблем с поведением определяли исходя их характеристик, которые давали их родители и учителя. Из работы исключили детей с диагностированным синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а также тех из них, у которых отмечали признаки расстройств аутического спектра. Отмечено, что чем старше становились дети, тем менее упорядоченным становился их распорядок сна. Так, если в 3 года ложились спать в заранее установленное время 20% детей, то в возрасте 5 лет — 9%, а 7 лет — только 8% участников.

Проанализировав состояние здоровья детей в возрасте 7 лет, исследователи отметили, что у тех из них, которые ложились спать каждый день в разное время и позднее 21:00, наблюдались расстройства поведения. Причем данные расстройства имели преходящий характер и полностью проходили при соблюдении ребенком режима сна. Исследователи обратили внимание на то, что дети, которые ложились спать поздно (позднее 21:00) или не имели надлежащего распорядка дня, чаще всего росли в неблагоприятных социальных условиях. Их семьи были беднее, чем у детей с регулярным режимом сна, родители чаще всего имели низкий уровень образования и умственного развития. У таких детей обычно присутствовали и другие привычки, неблагоприятно сказывающиеся на состоянии здоровья. Например, они часто не завтракали, у них в комнате находился телевизор, просмотру которого они посвящали >3 ч/день.

Комментируя данную работу, доктор Джоди Миндел (Jodi Mindell) из Университета святого Джозефа (St. Joseph’s University), Филадельфия, США, согласилась с тем, что режим сна очень важен для детского организма, и подчеркнула, что родители должны ставить детский сон приоритетнее любых других занятий, поскольку он определяет здоровье ребенка на недели, месяцы и даже годы. Однако она полагает, что вопрос о наличии взаимосвязи между временем засыпания и поведением все еще остается открытым.

Kelly Y., Kelly J., Sacker A. (2013) Changes in bedtime schedules and behavioral difficulties in 7 year old children. Pediatrics, Oct. 14 [Epub ahead of print].

Mientka M. (2013) Irregular bedtimes could lead to behavioral problems in kids: why setting a routine is important. Medicaldaily, Oct. 14 (www.medicaldaily.com/irregular-bedtimes-could-lead-behavioral-problems-kids-why-setting-routine-important-259798).

Юлия Котикович