Планшеты успешно применяются для опроса пациентов

10 вересня 2013 о 16:39
1010

Согласно данным исследования новозеландских ученых, опубликованным онлайн 9 сентября в журнале Annals of Family Medicine, использование электронных планшетов (iPad) для анкетирования пациентов во время ожидания приема у врача оказалось эффективным способом выявить психические расстройства и узнать о поведенческих проблемах.

В ходе исследования 233 пациентам в возрасте ≥16 лет предложили заполнить специальный электронный опросник eCHAT (electronic Case-finding and Help Assessment Tool). Исследование проходило на базе двух медицинских центров, один из которых расположен в малообеспеченном районе, а второй — в районе проживания лиц с высоким уровнем доходов. Опросник содержал пункты относительно курения табака, проблем с алкоголем и наркотиками, азартных игр, насилия, беспокойства, депрессии, гнева и физической активности, а также предлагал обратиться за помощью по любому из перечисленных поводов. По итогам пациенты получали на руки результат анкеты с интерпретацией. Результаты также были доступны врачу через соответствующий интернет-сайт, могли быть частично или полностью загружены в электронные устройства, используемые врачом и самим пациентом.

94% (196) участников завершили анкетирование eCHAT. Среди пунктов, по которым пациенты обратились за помощью, преобладали тревога, депрессия, проблемы с алкоголем, отсутствие физической активности и курение. Почти все (90–97%) участники исследования отметили, что электронное анкетирование с помощью планшетов доступно, понятно и не вызвало у них неприятных ощущений. Кроме того, таким способом легче выяснить отношение пациента к смущающим его при очном контакте моментам, а следовательно, добиться большей искренности. Тем не менее, 9% участников выразили озабоченность конфиденциальностью данных, а 4% заявили, что они возражают против некоторых вопросов.

9% (22) пациентов отказались заполнять анкету из-за плохого самочувствия, проблем со зрением, нехватки времени, беспокойства о последующем использовании этих данных (в том числе страховыми компаниями), нежелания в принципе применять данную технологию.

Реакция со стороны медицинских работников (врачей, администраторов, медицинских сестер) обоих центров была положительной. Лишь в одном случае врач не включил результаты анкетирования в электронную историю карту пациента из-за опасений по поводу проблем со страховой компанией.

В целом сам метод опроса/скрининга пациентов с помощью электронных устройств представляется многим авторам весьма перспективным.

За последний год опубликованы также работы, демонстрирующие положительный опыт применения планшетов при проведении опроса больных онкологического профиля (MD Anderson Symptom Inventory — MDASI); скрининга детей младшего возраста по поводу расстройств аутического спектра (Modified Checklist for Autism in Toddlers — M-CHAT); когнитивно-бихевиоральной терапии при депрессии (The Sadness Program); при разъяснении пользы и риска терапевтического вмешательства (на примере статинов).

    • Glaser D., Jain S., Kortum P. et al. (2013) Benefits of a physician-facing tablet presentation of patient symptom data: comparing paper and electronic formats. BMC Med. Inform. Decis. Mak., 13(1): 99.
    • Harrington J.W., Bai R., Perkins A.M. (2013) Screening children for autism in an urban clinic using an electronic M-CHAT. Clin. Pediatr. (Phila), 52(1): 35–41.
    • Laidman J. (2013) iPad Questionnaire helps patients report sensitive issues. Medscape, Sep. 09 (http://www.medscape.com/viewarticle/810669).
    • Tait A.R., Voepel-Lewis T., Brennan-Martinez C. et al. (2012) Using animated computer-generated text and graphics to depict the risks and benefits of medical treatment. Am. J. Med., 125(11): 1103–1110.
    • Watts S., Mackenzie A., Thomas C. et al. (2013) CBT for depression: a pilot RCT comparing mobile phone vs. computer. BMC Psychiatry, 13: 49.

Алина Жигунова