Даже умеренный стресс затрудняет контроль над эмоциями

28 серпня 2013 о 12:01
728

Даже умеренный стресс может стать препятствием для терапии по контролю над эмоциями. К такому выводу пришла группа ученых из Университета Нью-Йорка. Результаты исследования опубликованы в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». Ученые акцентируют внимание на проблеме ограниченности клинически применяемых техник, освещая вместе с тем вопросы преодоления терапевтических барьеров, ассоциированных с такими проблемами, как страх и тревожность.

Представления о негативном воздействии стресса на способность контролировать эмоции не новы, однако в данном исследовании впервые задокументирована способность даже мягкого стресса свести на нет терапевтические усилия, направленные на усиление контроля над эмоциями. По мнению ученых, обучающие техники, освоенные в клинике, могут оказаться неэффективными в реальном мире под воздействием стресса.

В терапии эмоциональных расстройств пациентов врачи иногда применяют когнитивные реконструктивные техники, побуждающие больных к изменению своих мыслей или подходов с целью изменения эмоционального восприятия сложившейся ситуации. Это, как правило, предусматривает фокусировку на позитивных и не вызывающих тревогу аспектах события или стимулов, обычно ассоциирующихся со страхом.

Однако насколько эффективно работают данные техники в реальной жизни, в контексте ежедневных рутинных стрессов? Поиск ответа на данный вопрос стал предметом исследования ученых.

С этой целью был разработан 2-дневный эксперимент, в ходе которого участники применяли техники, подобные используемым в клиниках в качестве метода борьбы со страхом и тревожностью.

В первый день учеными была создана обстановка страха среди участников с применением обычных методик «кондиционирования страха». В частности, участникам показывали изображения змей или пауков. Некоторые изображения сопровождались слабым ударом тока в область запястья, в то время как другие изображения — нет. Участники демонстрировали ответную реакцию страха на изображения, сопровождавшиеся электрошоком, которую оценивали по критериям физиологического возбуждения и данным самоотчета.

После процедуры «кондиционирования страха» участников обучали когнитивным стратегиям — подобным тем, которые обычно предписывают врачи, и известным под общим названием когнитивно-поведенческой терапии — с целью обучить техникам подавления страха, спровоцированного в ходе эксперимента.

На следующий день участников распределили на две группы: «стресс-группу» и «контрольную группу». В стресс-группе кисти участников погружали в ледяную воду на 3 мин — стандартный метод создания мягкого стрессового ответа в физиологических исследованиях. В контрольной группе кисти участников погружали в умеренно теплую воду. Для определения состояния стресса у участников стресс-группы использовали методику определения уровня кортизола в слюне, продуцируемого в ответ на стрессовую ситуацию. В стресс-группе у участников выявлено существенное повышение концентрации кортизола в слюне после стрессовой манипуляции, в то время как в контрольной группе не выявлено каких-либо изменений.

После некоторого интервала участники были тестированы на предмет ответной реакции страха с применением тех же самых изображений пауков и змей. Цель тестирования — установление подсознательного воздействия пережитого стресса на эффективность применения участниками когнитивных техник преодоления страха, которым они были обучены накануне.

Как и ожидалось, в контрольной группе участники продемонстрировали уменьшение выраженности страха в ответной реакции на изображения, что дает основание предположить у участников сохраненную способность к применению результатов когнитивного обучения на практике. Однако в стресс-группе, участники которой прошли аналогичный тренинг, не выявлено уменьшения выраженности страха, что позволяет предположить их неспособность к практическому применению когнитивных техник уже на следующий день после обучения.

Ранее продемонстрировано, что возможность применения когнитивных техник по контролю страха на практике определяется участками префронтальной коры, которая, как известно, функционально восприимчива к воздействию даже незначительного стресса. Полученные данные согласуются с предположением, что воздействие умеренного стресса на префронтальную кору может способствовать снижению способности применять на практике освоенные техники по контролю страха.

Результаты исследования свидетельствуют, что даже мягкие стрессы, отмечающиеся в повседневной жизни, могут существенно влиять на способность людей применять на практике техники, призванные повысить контроль над страхом и тревожностью.

Вместе с тем ученые отмечают, что практика с применением данных техник или более продолжительные тренинги оказывают влияние на восприимчивость и уязвимость к стрессовым ситуациям снижается.

New York University (2013) Even mild stress can make it difficult to control your emotions. ScienceDaily, August 27 (from http://www.sciencedaily.com/releases/2013/08/130826180520.htm).

Raio C.M., Orederu T.A., Palazzolo L. et al. (2013) Cognitive emotion regulation fails the stress test. PNAS, August 26 [Epub ahead of print].

Ольга Федорова