Грудное вскармливание длительностью более 6 месяцев — залог успешности детей в будущем

1 серпня 2013 о 16:47
886

Согласно результатам исследования ученых из Бостонской педиатрической клиники Медицинской школы Гарвардского университета (Boston Children’s Hospital, Harvard Medical School), Массачусетс, США, грудное вскармливание продолжительностью до 1 года повышает уровень умственных способностей и успешность дальнейшего развития детей.

Материнская забота о ребенке в раннем детском возрасте может существенно повлиять на дальнейшее развитие человека. Эта забота включает множество самых разных моментов, из наиболее часто обсуждаемых — грудное вскармливание. Хотя благоприятные эффекты грудного вскармливания на состояние здоровья новорожденного давно и убедительно доказаны, его влияние на развитие когнитивных функций ребенка нуждается в изучении.

В исследовании изучены умственные способности детей в возрасте 3 и 7 лет, находившихся на грудном вскармливании в течение 1-го года жизни. Уровень умственного развития в 3-летнем возрасте оценивали с помощью иллюстрированного теста, известного как Peabody Picture Vocabulary Test (PPVT) — вокабулярного теста, отражающего вербальные способности и склонность к обучению. Умственные способности затем оценивали повторно в возрасте 7 лет с помощью теста Кауфмана (Kaufman Brief Intelligence Test), наиболее точно оценивающего вербальные и невербальные способности детей и людей молодого возраста. Выявлено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании более продолжительный период, демонстрировали лучшие результаты тестов: PPVT — на 0,38 балла, Kaufman Brief Intelligence Test — на 0,54 балла как по вербальным, так и по невербальным способностям.

Причины позитивного влияния грудного молока на умственные способности ребенка

Являются ли благоприятные эффекты грудного молока его независимым свойством, или же они обусловлены здоровой материнской диетой? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые провели сравнительный анализ уровней умственного развития детей в возрасте 3 лет, чьи матери в период грудного вскармливания придерживались рыбной диеты, и детей, чьи матери употребляли рыбу в пищу реже 2 раз в неделю. Полученные данные подтвердили усиление полезных свойств грудного молока нутриентами, содержащимися в рыбных продуктах, в частности докозагексаеновой кислотой (ДГК) — омега-3-полиненасыщенной жирной кислотой (ПНЖК). ДГК известна своими свойствами стимулировать рост и дифференцировку ткани мозга, и повышенное ее поступление в организм ребенка с грудным молоком может способствовать эффективному умственному развитию детей с самого раннего возраста.

Как и предполагалось, у детей, чьи матери в период грудного вскармливания употребляли в пищу значительное количество рыбы, показатели умственного развития были значительно выше.

Вместе с тем дискутабельным остается вопрос, имеет ли повышенное употребление в пищу рыбы кормящими грудью самостоятельное воздействие на развитие когнитивных функций ребенка или это в большей мере результат длительного грудного вскармливания? Ученые пришли к выводу, что позитивные эффекты грудного вскармливания обусловлены сугубо его продолжительностью во времени.

Дополнительно проведена оценка домашней обстановки с помощью теста Home Observation Measurement. Тест оценивает степень когнитивной стимуляции и эмоциональной поддержки в ближайшем окружении ребенка, более высокие баллы отражают более благоприятное окружение ребенка для его умственного развития.

Преимущества продолжительного грудного вскармливания

Установлено, что дети с высокими показателями теста Home Observation Measurement находились на грудном вскармливании наиболее продолжительное время, получив максимальную пользу для своего развития. Таким образом, корреляция между продолжительностью грудного вскармливания и уровнем вербального умственного развития стала более отчетливой. Установлена величина повышения уровня вербального умственного развития (0,8 балла), соответствующая каждому месяцу пребывания ребенка на грудном вскармливании на протяжении 1-го года жизни.

В то время, как вопрос о влиянии материнской диеты в период грудного вскармливания на умственное развитие малышей остается не до конца разрешенным, стимулирующее влияние продолжительного грудного вскармливания на умственное развитие ребенка не вызывает сомнений — дети получают вместе с грудным молоком стартовые преимущества в жизни по сравнению со сверстниками, чье грудное вскармливание было менее длительным.

Полученные данные подтверждают причинно-следственную связь грудного вскармливания и рецептивной речи детей — способности понимать услышанное или прочитанное — в 3-летнем возрасте, а также показателей вербального и невербального умственного развития в возрасте 7 лет. Полученные данные также соответствуют национальным и международным рекомендациям в отношении увеличения минимально достаточного периода грудного вскармливания с 6 мес до 1 года.

Мнения

Специалисты единодушны в своей поддержке продолжительного грудного вскармливания и акцентируют внимание на формировании соответствующих социальных норм — так, полагают, что публичное грудное кормление должно стать социальной нормой. Негативная социальная стигматизация публичного грудного кормления, по мнению ученых, является причиной того, что лишь 35% женщин продолжают грудное вскармливание детей до рекомендованного 12-месячного срока. Более того, должны быть созданы соответствующие условия и приспособленные помещения для кормящих матерей для дестигматизации публичного кормления грудью.

Разумно организованные медиа-кампании и высокий уровень публичной подачи данной проблемы государственными структурами могут существенно изменить ситуацию в обществе.

Возможности повышения умственных способностей детей должны стать мотивирующим стимулом поддержки продолжительного грудного вскармливания для женщин и общества в целом.

Belfort M.B., Rifas-Shiman S.L., Kleinman K.P. (2013) Infant feeding and childhood cognition at ages 3 and 7 years: effects of breastfeeding duration and exclusivity. JAMA Pediatr., July 29 [Epub ahead of print].

Christakis D.A. (2013) Breastfeeding and cognition: can IQ tip the scale? JAMA Pediatr., July 29 [Epub ahead of print].

Singh A. (2013) Keep going, moms: breastfeeding past 6 months can make your child smarter. Medical Daily, July 29 (www.medicaldaily.com/articles/17879/20130729/breastfeeding-breast-milk-childhood-cognition-infant-feeding).

Ольга Федорова