Дети и подростки, страдающие железодефицитной анемией (ЖДА), относятся к группе повышенного риска в плане развития таких психиатрических нарушений, как депрессивное, биполярное расстройства, расстройства аутистического спектра, расстройство в виде гиперактивности с дефицитом внимания и др. Об этом свидетельствуют результаты исследования специалистов из отделения психиатрии Главного госпиталя для ветеранов в Тайбэе (Taipei Veterans General Hospital) и Национального университета Ян-Мин (National Yang-Ming University), Тайбэй, Тайвань.
ЖДА — наиболее частый вид анемии. Основным этиологическим фактором развития ЖДА в индустриально развитых странах является недостаточное поступление железа с пищей. В условиях, когда распространение анемии среди детей дошкольного и школьного возраста составляет ≥20%, Всемирная организация здравоохранения рекомендует назначать периодический профилактический прием добавок железа (1–3 раза в неделю с промежутком ≥1 день) в качестве меры системы общественного здравоохранения по преодолению дефицита железа и снижению риска возникновения анемии у детей.
Железо играет важную роль в формировании головного мозга, в том числе в процессах миелинизации и функционировании нейротрансмиттерных систем, в том числе дофаминергических, серотонинергических, норадренергических. Возможно, именно в этом состоит причина повышения риска развития психических расстройств у детей с ЖДА.
В ходе исследования дизайна случай — контроль его авторы проанализировали данные о 2957 детях и подростках с диагностированной ЖДА и 11 828 их здоровых сверстниках. Путем использования метода логистической регресии после выравнивания по демографическим данным и факторам риска ЖДА установлено, что дети и подростки с ЖДА имеют более высокий риск развития психических нарушений (таблица).
Расстройство |
Отношение шансов (95% доверительный интервал) |
Униполярное депрессивное | 2,34 (1,59–3,46) |
Биполярное | 5,80 (2,24–15,05) |
Тревожное | 2,17 (1,49–3,16) |
Аутистического спектра | 3,08 (1,79–5,28) |
В виде гиперактивности с дефицитом внимания | 1,67 (1,29–2,17) |
Нервный тик | 1,70 (1,03–2,78) |
Задержка психического развития | 2,45 (2,00–3,00) |
Умственная отсталость | 2,70 (2,00–3,65) |
Пока неясно, что является первичным звеном в наблюдаемых ассоциациях — ЖДА или психические проблемы. Например, у детей с психическими расстройствами нередко есть затруднения с питанием, на фоне которых вполне может развиться дефицит железа. Для выяснения этого вопроса предстоит провести дополнительные исследования соответствующего дизайна.
По мнению авторов исследования, в любом случае следует рассматривать возможность своевременного назначения препаратов железа при ЖДА у детей для профилактики психических расстройств и наоборот — определять уровень железа в сыворотке крови детей и подростков с диагностированными психическими расстройствами для своевременной коррекции.
Brooks M. (2013) Iron deficiency linked to psychiatric disorders in kids. Medscape, Jun 24 (www.medscape.com/viewarticle/806778).
Chen M.H., Su T.P., Chen Y.S. et al. (2013) Association between psychiatric disorders and iron deficiency anemia among children and adolescents: a nationwide population-based study. BMC Psychiatry, 13: 161.
De-Regil L.M., Jefferds M.E., Sylvetsky A.C., Dowswell T. (2011) Intermittent iron supplementation for improving nutrition and development in children under 12 years of age. Cochrane Database Syst. Rev., 12: CD009085.
World Health Organization (2011) Guideline: Intermittent iron supplementation in preschool and school-age children. Geneva, 32 p. (whqlibdoc.who.int/publications/2011/9789241502009_eng.pdf).
Алина Жигунова