В ходе нового исследования головного мозга, проведенного с помощью методов визуализации, ученые из Медицинского центра Джорджтаунского университета (Georgetown University Medical Center), Вашингтон, США, выявили, что нарушения в работе зрительной системы являются не причиной дислексии, а ее следствием. Результаты исследования, опубликованного в журнале «Neuron», призваны положить конец давней дискуссии о месте зрительных симптомов в возникновении проблем с чтением.
Дислексия является одной из наиболее частых причин, вызывающих трудности в обучении. При данной патологии нарушается обработка зрительных символов, что позволило ученым предположить, что эти нарушения и являются причиной дислексии, то есть зрительная дисфункция непосредственно снижает способность ребенка научиться читать. Однако в ходе данной работы исследователи доказали, что это не так.
Автор исследования доктор Гиневер Еден (Guinevere Eden) отмечает, что полученные ими результаты не исключают роли зрительного дефицита в развитии дислексии. Действительно, у детей с подобным расстройством имеются зрительные особенности по сравнению со здоровыми детьми, однако эти особенности вызваны, прежде всего, недостаточным количеством времени, уделяемым чтению, а не невозможностью им овладеть.
В ходе данной работы при оценке состояния детей младшего возраста без признаков дислексии, у которых уровень навыка чтения соответствовал диагностическому критерию изучаемой патологии, отмечено, что активность их мозга сходна с активностью мозга детей с дислексией. Этот факт является доказательством того, что процесс чтения сам по себе в большей степени влияет на изменение активности мозга, чем наличие у ребенка дислексии.
Затем ученые проводили занятия, направленные на улучшение фонологических и орфографических навыков у детей с дислексией — ключевых проблемных моментов. Как и ожидалось, подобные занятия привели к значительному улучшению уровня чтения у детей с расстройством. Кроме того, у детей усилилась активность в зрительной коре головного мозга, что также может приводить к совершенствованию навыков чтения.
Авторы исследования подчеркивают, что полученные результаты могут иметь значительное практическое значение. В частности, при раннем выявлении признаков дислексии ее лечение не должно основываться только на восполнении дефицита обработки зрительных образов. Несмотря на то что результаты данного исследования свидетельствуют о наличии сильной корреляции между способностью читать и уровнем активности мозга в зрительной коре, это не означает, что тренировка зрительной системы приведет к улучшению навыков чтения. Ученые отмечают, что, вероятнее всего, в данной ситуации имеет место обратная взаимосвязь. Чтение — культурологически навязанный навык, развитие которого, как показали неврологические исследования, привело к возникновению анатомических и функциональных изменений в головном мозгу.
Исследователи полагают, что результаты, полученные в ходе данной работы, могут найти широкое применение в изучении других расстройств, при которых причина неотделима от следствия из-за изменчивости мозга в ответ на получаемый опыт.
Georgetown University Medical Center (2013) Brain imaging study eliminates differences in visual function as a cause of dyslexia. ScienceDaily, June 06 (www.sciencedaily.com /releases/2013/06/130606140612.htm).
Olulade O.A., Napoliello E.M., Eden G.F. (2013) Abnormal visual motion processing is not a cause of dyslexia. Neuron, June 06 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович