У большинства курильщиков смертельная зависимость начинает развиваться в возрасте до 20 лет

31 травня 2013 о 09:15
819
Спеціальності :

Ежегодно 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и партнеры повсеместно отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к опасностям для здоровья, связанным с употреблением табака. Тема Всемирного дня без табака в 2013 г. — запрет на табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство.

Глобальная табачная эпидемия ежегодно приводит к смерти ≈6 млн человек, >600 тыс. из которых, не являясь курильщиками, умирают из-за воздействия вторичного табачного дыма. Употребление табака является отдельной самой значительной предотвратимой причиной смерти во всем мире и в настоящее время приводит к смерти каждого десятого взрослого человека в мире.

При отсутствии действий к 2030 г. эпидемия будет ежегодно приводить к смерти >8 млн человек. Более 80% из этих предотвратимых случаев смерти будут происходить среди людей, живущих в странах с низким и средним уровнем дохода.

Например, от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) каждые 10 c умирает один человек. ХОБЛ — предотвратимая, но не излечиваемая болезнь. Лечение может замедлить ее развитие, однако в целом ХОБЛ медленно прогрессирует со временем. Из-за этого наиболее часто болезнь диагностируют в возрасте ≥40 лет.

В крупном популяционном проспективном исследовании доказано, что проблемы со здоровьем респираторной системы преследуют также детей родителей-курильщиков и по достижении ими зрелого возраста, причем независимо от того, становятся ли они сами курильщиками или нет.

По оценкам ВОЗ, в мире 64 млн человек страдают ХОБЛ различной степени тяжести (от умеренной до сильной). По прогнозам, в ближайшие 20 лет общее число случаев смерти от ХОБЛ возрастет, сделав ее третьей по значимости причиной смерти в мире, если не будут приняты срочные меры в отношении основополагающих факторов риска, в частности потребления табака и загрязнения воздуха.

Конечной целью Всемирного дня без табака является содействие защите нынешнего и будущих поколений не только от этих разрушительных последствий для здоровья, но также и от социальных, экологических и экономических бедствий, связанных с употреблением табака и воздействием табачного дыма.

Напомним, что Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) является первым международным договором, заключенным под эгидой ВОЗ и демонстрирующим приверженность мира решительным действиям, направленным на снижение уровня употребления табака — основной предотвратимой причины смерти. Договор принят в 2003 г. и в настоящее время его сторонами являются 176 стран, на территории которых проживает 88% населения мира.

Научные исследования свидетельствуют о том, что около ⅓ случаев экспериментирования с табаком людей молодого возраста происходит в результате воздействия табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства. Во всем мире 78% людей в возрасте 13–15 лет сообщают о регулярном воздействии каких-либо форм табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства. При этом у большинства потребителей табака смертельная зависимость начинает развиваться в возрасте до 20 лет.

Согласно требованиям РКБТ ВОЗ каждая сторона в течение 5 лет после вступления в силу Конвенции должна ввести полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табака. Статистика свидетельствует, что в странах, где запреты уже введены, наблюдается снижение уровня потребления табака в среднем на 7%.

Однако даже там, где запреты введены, табачная промышленность постоянно изыскивает новые тактические приемы, нацеленные на потенциальных курильщиков. Вот некоторые из них:

  • вручение подарков и продажа фирменных товаров, таких как одежда, особенно среди людей молодого возраста;
  • скрытый маркетинг, например привлечение «законодателей моды» для воздействия на людей в таких местах, как кафе и ночные клубы;
  • использование онлайновых и новых носителей информации, таких как пропагандирующие курение приложения для смартфонов и онлайновые обсуждения, проводимые сотрудниками табачных компаний, выдающих себя за потребителей;
  • показ табачных изделий и торговых марок в кинофильмах и телевизионных передачах, включая реалити-шоу и сериалы;
  • мероприятия в рамках корпоративной социальной ответственности, такие как перечисление благотворительных пожертвований.

По данным «Доклада о глобальном прогрессе в осуществлении РКБТ ВОЗ 2012 г.», 83 страны уже сообщили о введении всеобъемлющего запрета на все виды табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства.

Страны, запретившие размещение табачных изделий в местах продажи, включают Австралию, Ирландию, Канаду, Непал, Новую Зеландию, Норвегию, Палау, Панаму и Финляндию, а Австралия ввела также простую упаковку табачных изделий.

Пресс-служба «Украинского медицинского журнала»
по материалам www.who.int