Американские исследователи из Корнелльского университета (Cornell University), США, доказали, что люди, посещающие продуктовые магазины в голодном состоянии, выбирают более калорийные продукты, но не большее их количество. Результаты исследования опубликованы в журнале «JAMA Internal Medicine».
Преднамеренное или непреднамеренное голодание (пищевая депривация) является широко распространенной ситуацией в современном мире. Оно может быть вызвано соблюдением жесткой диеты, религиозными взглядами или рабочим графиком. В ряде случаев оно обусловлено медицинскими показаниями, например предстоящим хирургическим вмешательством, или же является следствием стихийных бедствий и дефицита продуктов питания.
В популяционных исследованиях пищевую депривацию чаще всего рассматривают как противоположность количеству покупаемых и потребляемых продуктов. В данной работе ученые под руководством доктора Бриана Вансинк (Brian Wansink) заинтересовались влиянием подобного состояния на выбор типа еды. Они решили выяснить: покупают ли люди в голодном состоянии большее количество продуктов или выбирают более калорийные из них?
В ходе предыдущих исследования показано, что голод повышает активность островковой доли мозга, полосатого тела, передней части поясной извилины и орбитофронтальной коры — зон, отвечающих за ощущение поощрения и награды, а также формирующих предпочтение к высококалорийной пище.
В данной работе участвовали 68 человек в возрасте 18–62 лет, не принимавших пищи за 5 ч до начала исследования, которое проходило с 12:00 до 17:00 в течение 1 нед. В середине каждого дня половине участников предлагали определенный набор продуктов. Затем каждый участник должен был совершить покупки в продуктовом интернет-магазине, предлагавшем каждому высококалорийному продукту низкокалорийную альтернативу. Ученые отметили, что голодные участники выбирали более калорийные продукты, но не большее их количество.
В основу данного исследования легла работа, в ходе которой 82 участника совершали покупки в продуктовом магазине сразу после обеда, когда они чувствовали себя сытыми или через пару часов после употребления пищи. Оказалось, что более голодные из них покупали значительно меньшее количество низкокалорийных продуктов питания, по сравнению с сытыми участниками (р=0,02). Однако общее количество продуктов и низкокалорийной пищи, покупаемых участниками из разных групп, существенно не различалось (р>0,5 и р=0,10 соответственно). Полученные результаты подтверждают выводы, сделанные в исследованиях, посвященных изучению активности мозга во время голодания.
Авторы подчеркивают, что поскольку даже кратковременная пищевая депривация, которая широко распространена среди населения, способна оказывать столь значительные последствия, люди, заботящиеся о своем здоровье, должны быть осторожны в выборе пищи в голодном состоянии. Наилучшим вариантом будет употребление легких закусок перед посещением магазина.
Комментируя данную работу, доктор Рита Редберг (Rita Redberg) из Калифорнийского университета (University of California), Сан-Франциско, США, отметила, что все руководства по здоровому питанию рекомендуют отказаться от походов в продуктовые магазины на голодный желудок. Авторы данной работы предлагают научное объяснение этой рекомендации.
Neale T. (2013) Hungry shoppers head for high calorie aisle. MedPage Today. May 07 (www.medpagetoday.com/PrimaryCare/DietNutrition/38912).
Wansink B., Tal A. (2013) Fattening fasting: hungry grocery shoppers buy more calories, not more food. JAMA Intern. Med., May 06 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович