В исследовании, результаты которого опубликованы в «Journal of Neuroscience», ученые высказали предположение, что если ребенок начинает заниматься игрой на музыкальном инструменте до 7-летного возраста, развитие его мозга значительно ускоряется. Они выявили, что у таких детей увеличивается количество прочных функциональных связей в моторной коре — участке головного мозга, контролирующем планирование и выполнение движений.
Данное исследование проведено студентами профессора Вирджинии Пенхун (Virginia Penhune) из Университета Конкордия (Concordia University), Монреаль, Канада, в сотрудничестве с Робертом Дж. Заторре (Robert J. Zatorre) — ученым из Монреальского неврологического института (Montreal Neurological Institute) и Госпиталя Университета МакГилла (McGill University), Монреаль, Канада.
В ходе работы исследователи доказали, что возраст 6–8 лет является «сенситивным периодом», и при нормальном развитии мозга занятия музыкой в этот период приводят к развитию долгосрочных изменений в структуре мозга и моторных способностях. Они отмечают, что обучение игры на музыкальном инструменте улучшает координацию между слуховыми или визуальными стимулами и движением рук, а постоянная тренировка, вероятно, ускоряет созревание связей между сенсорной и двигательной зонами коры больших полушарий, тем самым, создавая базис для продолжения обучения.
В ходе исследования ученые проанализировали движения 36 взрослых музыкантов и оценили данные, полученные при сканировании их мозга. Все участники имели равный опыт игры на музыкальном инструменте, половина из них начали заниматься музыкой до 7-летнего возраста (1-я группа), остальные 50% — после (2-я группа). Данные музыкантов также сравнивали с показателями людей, никогда не занимавшихся музыкой.
Оказалось, что движения представителей 1-й группы были более точными, даже лишь после 2 дней тренировки. При сравнении структуры мозга участников установлено, что у тех, кто начал заниматься раньше, в мозолистом теле — самой крупной спайке, соединяющей белое и правое полушария — отмечалось большее количество белого вещества, и чем раньше музыкант начинал посещать уроки музыки, тем более выражены были эти различия.
Интересным является тот факт, что при сканировании мозга музыкантов, которые начали заниматься игрой на музыкальном инструменте после 8-летнего возраста, и тех, кто никогда не учился в музыкальной школе, не выявлено никаких различий. Это позволило исследователям заявить, что занятия музыкой либо приводят к возникновению изменений в структуре головного мозга в раннем возрасте, либо не оказывают никакого влияния.
Авторы исследования отмечают, что в результате данной работы они получили достоверные доказательства того, что любые занятия более эффективны в раннем детском возрасте, когда определенные структуры мозга более чувствительны к изменениям.
- Concordia University (2013) Early music lessons boost brain development. ScienceDaily, Feb. 12 (www.sciencedaily.com /releases/2013/02/130212112017.htm).
- Steele C. J., Bailey J. A., Zatorre R. J. et al. (2013) Early musical training and white-matter plasticity in the corpus callosum: evidence for a sensitive period. J. Neurosci., Jan. 16 [Epub ahead of print].
Юлия Котикович